СеверИнфо » Вологодская область » Почему финифть с изображением библейских сюжетов популярна на Вологодчине?

Почему финифть с изображением библейских сюжетов популярна на Вологодчине?

Почему финифть с изображением библейских сюжетов популярна на Вологодчине?
Дата: 23-03-2019, 11:40
Комментарии: 0
Просмотров: 913
Метки:

ГОЛОСУЙТЕ ЗА НОВОСТЬ:



Распечатать новость

 

Фото: официальный портал Правительства Вологодской области.

В обществе утвердилось мнение, что на территории Вологодской области можно только любоваться природой, шедеврами кружевоплетения и пробовать знаменитое масло, для приготовления которого используют старые традиции. Однако можно привести множество других примеров ремесел, которыми владеет вологодский народ.

На территории региона испокон веков проживали мастера, владеющие искусством изготовления ювелирных изделий с эмалями, что славились прочностью, яркостью и совершенством техники, в которой они выполнялись.

Поначалу на Руси появились выемчатые и перегородчатые эмали, а позже мастера начали развивать техники по литью, гравировке и рельефу.

Центрами по производству изготовлению финифтяных, или эмалевых изделий, стали такие северные города, как Великий Устюг, Вологда и Сольвычегодск.

«Усольская эмаль» пользовалась большим спросом в XVII веке. Мастера создавали живописные шедевры – эмаль наводилась на медную основу, а затем художник ее расписывал. Такие изделия создавались в масштабных количествах и пользовались спросом.

Мастера использовали прием нанесения растительных композиций, где центральной фигурой были тюльпаны. Такое изображение стало наиболее распространенным в XVII веке. Оно отличалось яркими тонами. Художники использовали в своих работах красные, лиловые, желтые, зеленые, коричневые, розовые и синие тона.

«Традиционно росписи выполняются на белом фоне. Это позволяет сделать акцент на многообразии палитры цветов, которые используешь в создании изделия. Большим спросом пользуется финифть с изображением библейских сюжетов. Лично мне нравится отражать в своих работах природную гармонию. В растительные орнаменты я вписываю птиц и насекомых», – рассказал ИА «СеверИнфо» мастер художественной росписи по эмали Владислав Самойлов.

Технику усольских росписей отличает особенность нанесения рисунка перекрестной штриховкой. На развитие сольвычегодских росписей немалое влияние оказали строгановские живописцы. Их работам присущи изящество, миниатюрность, орнаментальность и строгость к деталям.

Расписные эмалевые изделия считались драгоценными и украшали царские и патриаршие покои.

В начале XVIII века расписные сольвычегодские эмали сменяются монотонными – белыми, синими, зелеными. Весь предмет стали полностью покрывать одним цветом. К концу века они уже исчезли из производства.

Именно это способствует возникновению «устюжской финифти». Ее особенность заключается в том, что медные изделия полностью покрывали эмалью одного цвета, которую украшали серебром и золотом. Последним этапом был обжиг изделия, который прочно склеивал все детали между собой.

Так, в Устюге появлялись изделия, сочетавшие в себе финифть и филигрань, – сканый узор покрывал многоцветную глазурь. Так возникло название нового вида - «перегородчатая эмаль». Основными характерными цветами подобных изделий были голубой, зеленый, коричневый на белом фоне.

Устюженские мастера выполняли работы в стиле барокко. Изделия отличались богатым растительным орнаментом, который выполнен черным, зеленым и бирюзовым цветами. Такими миниатюрными изделиями украшались иконы, кресты, ладаницы и прочие церковные предметы.

В настоящее время мастера Вологодчины изготавливают серьги, кольца, браслеты, медальоны, шкатулки с росписью по эмали, а также предметы церковной утвари, грамоты дипломы и даже медали.

«Мне на 50-летний юбилей подарили комплект украшений с росписью по эмали. Я была в восторге от такого необычного подарка. У меня дома хранится замечательная иконка, выполненная в технике финифть. Мне ее когда-то подарила бабушка. Вещица сделана мастером – другом бабушки. Наверное, когда-нибудь я подарю иконку своей внучке. Думаю, это станет семейной традицией. Однажды я даже посещала мастер-класс по изготовлению таких изделий. Стоит отметить, что работа это не легкая, требует много терпения, времени. Именно поэтому их называют драгоценными», – поделилась историей с ИА «СеверИнфо» вологжанка Августина Филимонова.

В регионе существует множество мастерских, где каждый желающий может приобрести готовое изделие, а также заказать на свой вкус. Сообщает ИА "СеверИнфо".

 


Комментарии (0) добавить
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.