Фото: booksite.ru.

В повседневном быту жителей Вологодской губернии широко использовалась, наравне с глиняной, деревянная посуда. Центры производства такой утвари были на Сухоне и Кокшеньге, в районах Кубены и Кириллова, Тотьмы и Великого Устюга. На Вологодчине, богатой лесами, это был самый доступный материал, который обладал прочностью, легкостью в обработке, что является очень ценным для посудного дела. Минусом деревянных изделий стала невозможность использования для приготовления пищи на открытом огне. Однако кухонные принадлежности, которые с пламенем не соприкасались, производились в большом количестве.

Изделия из дерева долбили и вырезали. Таким методом изготавливали ложки, миски, блюда, чаши, ковши, чарки, корыта и прочее. Бондарным способом, то есть клепанием из дощечек, охваченных обручами, делались бочки, бадьи, кадки, ведра, жбаны, маслобойки, лохани, ушаты. Кухонная утварь также гнулась или плелась из коры и тонких лучинок. Так появлялись туеса, короба, решета, корзины, пестери, солонки, кошели, ковшики, кузова.

Для изготовления посуды служили разные породы дерева. Долбленую и резную утварь изготавливали из материалов, легче поддающихся отделке. Для этого использовались в основном береза, липа и осина. Обрабатывалась древесина различными инструментами. В ход шли топоры, пилы, ножи, сверла, резцы, стамески и прочие. Была разработана и технология обработки древесины, чтобы предотвратить впитывание жидкости. Для этого мастера пропаривали изделие в печи, а затем и зачищали хвощом изнутри. Далее утварь натиралась мелом и растительным маслом, затем посуда красилась и сушилась при высокой температуре. Качественную древесину, чтобы проявилась ее природная красота, появился золотистый блеск и были видны все слои и волокна, не окрашивали, а обрабатывали несколько раз олифой. Изделия иногда просто слегка подкрашивали, используя природные красители. Чтобы появился темный оттенок, посуду выдерживали в дубильном растворе. Для его изготовления использовалась кора дуба, ивы, березы, ольхи. Красивый оттенок придавали мастера утвари и с помощью сока ягод или кореньев. А XIX веке стали расписывать масляными красками.

По прочности и чистоте отделки лучшей признавалась кухонная утварь Трегубовской волости Великоустюгского уезда. Лучшие ольховые бочонки для вина и коровьего масла изготавливались Благовещенской волости Вологодского и трех волостях Кадниковского уезда. Умельцы из деревень, расположенных вдоль реки Кубены, в районе Кириллова, Красноборска, Тотьмы и на берегах Северной Двины славились производством уточек-солониц.

Производством деревянной посуды занимались и монастыри. Этим промыслом издавна славилась Кирилло-Белозерская обитель, а также умельцы из окрестных сел, таких как Великославинское, Санниково и другие. В XVII веке изделия мастеров отправлялись на продажу в Москву и Новгород. Так называемую «кирилловскую» посуду использовали в качестве подарков к царскому двору, о чем свидетельствуют документы XVII века. Производство при монастыре было налажено: имелась токарная изба и специальный амбар, где хранили заготовленную впрок древесину. Скупались готовые изделия в соседних деревнях, а умельцев обеспечивали материалом для ее изготовления. А, например, Спасо-Прилуцкий монастырь прославился мастерами по вытачиванию деревянных стаканов.

Большая часть коллекций русской деревянной посуды, находящихся в крупнейших музеях страны, таких как Государственный Русский и Государственный Исторический музеи, составляют изделия умельцев Русского Севера. Самыми же уникальными среди них являются предметы, изготовленные мастерами-посудниками Вологодчины. Сообщает ИА «СеверИнфо». 

Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области. 

Оставить комментарий