Фото: cultinfo.ru

Увидеть праздничную и будничную одежду крестьян Вологодской губернии можно на выставке, которая расположена в областном Центре народной культуры. Гости увидят экспозицию, представленную сарафанами, женскими и мужскими рубахами. Здесь же выставлены головные уборы, пояса и другие детали традиционного народного костюма конца XIX – начала XX веков.

Этнографические костюмы представляют собой сохранившиеся подлинники, которые создавали наши бабушки и прабабушки вручную, начиная от изготовления ткани на станке и заканчивая украшением узорчатой вышивкой. Современные жители Вологодской области сохраняют традиции, а потому мастерицы до сих пор восстанавливают костюмы по этнографическим образцам. Женщины заинтересованы в детальном повторении элемента кроя и орнамента.

Сотрудник ЦНК Ольга Оленева рассказывает, что, например, пестрые полосатые сарафаны дольники шили из пряденой крашеной коровьей шерсти, поэтому они были довольно теплыми. У женской рубашки была одна особенность. По ее низу пришивалась подольница из светлого домашнего холста в качестве оберега, окружающим она была не видна под сарафаном. А украшали костюмы нарядный передник и яркий пояс, расшитый узорами. Отличить замужнюю женщину от девушки можно было по головному убору, он называется борушка.

На экспозиции выставлены инструменты для рукоделия. Здесь как взрослые, так и детские прялки, прообраз швейной машинки, известные домотканые половики, куклы.

Посетители выставки узнают о модных тенденциях прошлых лет в разных районах Вологодчины, а также в Архангельской, Кировской, Новгородской, Костромской областях.

Так, раньше жители вологодской земли питали любовь к украшению тканей, тем более что и условия позволяли. В районах занимались льноводством, предоставлявшим мастерам основной материал для тканей, – льняную пряжу. Сюда привозили из других городов шерсть, шелк, мишуру, ленты.

Если говорить о народных костюмах, то у людей существовали особенные сенокосные рубахи. Собственно, их прямое назначение – надевать на сенокос. А полотенца были полезны в быту, но при этом носили символические функции. Например, на одних принимали родившегося ребенка, на других – опускали в могилу гроб.

Ни с чем не сравнится свадебный костюм. Девушка к этому событию готовилась с детства. Костюм вологодской женщины состоял из рубахи и сарафана с узорами по вороту, на оплечьях, запястьях и по подолу передника, серебряного гайтана-ожерелья и головного убора, как правило, расшитого золотыми нитями. И в каждом районе наряд отличался по покрою, способу их украшений (узорное ткачество, вышивка, кружево) и характеру орнамента. Так, в Кадниковском уезде носили нижние юбки, в которых тонкое белое льняное кружево перемежалось яркими прошивками шерстяного узорного тканья.

Ни одна вологодская женщина не могла обойтись без сарафана. Обычно он был сшит из несколько полотнищ, имел значительные сборки на спине и груди, тем самым придавая фигуре величавую осанку.

Одним из самых технически сложных видов украшения тканей – узорное ткачество. Причина в том, что орнамент и узорная структура создавались во время тканья при помощи ткацкого станка с натянутыми продольными нитями основы, и нитями утка их переплетали поперек. Так, мастерицы могли написать свое имя. Узорное ткачество сохраняется в нескольких районах Вологодчины до сих пор.

В каждом доме у хозяек были полотна, нитки и иглы. Все это – для вышивания. Большинство изделий датируются XIX-XX веками. Но специалисты утверждают, что их орнамент исполнен намного раньше самих вещей. Среди узоров вологодской вышивки есть все типы орнамента: геометрические, растительные, сюжетные. А изображения зверей и птиц, фигур людей в центре исполнялись двухсторонним швом и красными нитями. Они были присущи для вышивок из района Чарозера и Устюжны.

К слову, у каждого района были свои виды шитья. Например, устюженские барышни вышивали крупными стежками двустороннего шва, а чарозерские дополняли его техникой «набора» с характерными вертикалями прямых линий.

Несмотря на то, что темп жизни уже ускорился, а найти время на вышивание – не самая простая задача, в текстильном искусстве Севера хоть и происходят перемены, но народные искусства живут до сих пор. Сообщает ИА «СеверИнфо».

 

Оставить комментарий