Фото: vologda-oblast.ru.

Древняя народность, упоминаемая летописцами и историками, считалась полностью исчезнувшей. В 1824-1825 годах в Олонецкую губернию, центром которой был тогда Петрозаводск, прибыл ученый финского происхождения Андреас Матиас (Андрей Михайлович) Шёгрен. Российский языковед, историк, этнограф, путешественник, он стал основателем финно-угроведения. Встретившись в экспедиции с неизвестной и малочисленной народностью, имевшей свой язык, Шёгрен в своем отчете назвал вепсов «чудью». Под таким именем вепсы были известны соседям россиянам. По записям путешественника вепсов числилось около 21 тысячи человек.

Вепсы принадлежат к прибалтийско-финской языковой группе. Проживают они на территории Республики Карелия на юго-западном побережье Онежского озера – северные вепсы, в Ленинградской области в верхнем течении рек Оять и Каппа – средние вепсы, а также в Бабаевском и Вытегорском районах Вологодской области – южные вепсы. Вепсы в нашем регионе живут в основном в сельской местности. Места здесь чудесные: озера и реки не загрязненные стоками, девственные леса, чистый воздух.

На протяжении многих лет жизнь вепсов протекала в удаленности от торговых путей, не было большого вовлечения в социально-политические процессы государства. Жили рыболовством и охотой, заготовкой и перевозкой леса, камнерезным промыслом. Вепсы приняли православное христианство много веков назад, русский язык стал родным, но не забыты обычаи, обряды, самобытность культуры. По данным последней переписи населения, проходившей в 2010 году, в нашей области проживает 412 вепсов. Всего по официальным данным в России живут чуть более 12 тысяч вепсов. А в самой первой Всероссийской переписи населения в 1897 года вепсы даже не фиксировались как национальность.

Условия их жизни были трудными. Места труднопроходимые, почти поголовная безграмотность, отсутствие своей письменности. Изменения в лучшую сторону произошли в начале тридцатых годов 20 века. На уровне правительства была поставлена задача развития малых народов. Для вепсов разрабатывают алфавит на основе латиницы. Открываются избы-читальни, строятся больницы и школы, ясли. В середине тридцатых годов прошлого века зафиксирована рекордная численность вепсов – 35 тысяч человек. Однако в 1937 году происходит образование Вологодской области. Территория общего проживания вепсов разделилась, произошла разобщенность народа. Началось вынужденное переселение части вепсов. Тогда же прекратилось преподавание вепсского языка, стали закрываться национальные школы. Постепенно происходил отток из деревень молодежи, рождаемость снизилась. Ассимилирующее влияние русской культуры на вепсов было велико. Кроме того, при получении паспорта молодые люди нередко в графе национальность указывали «русский». Не удивительно, что численность вепсов уменьшилась в половину.

В Карелии лет 30 назад появилось Общество вепсской культуры, которое активно сотрудничает с Ленинградской и Вологодской областями. Неоднократно предпринимались попытки объединить единую этническую группу вепсов. Последнее время в школах вновь стали преподавать вепсский язык. Люди стараются сохранить свою принадлежность к древнему народу: действуют фольклорные ансамбли, создаются музеи. В поселке Пяжелка Бабаевского района открыт Музей вепсской культуры. В Бабаевском краеведческом музее есть отдел, посвященный древней народности.

Жители Вепсской возвышенности надеются, что возродится активная сельская жизнь, возродится крестьянское хозяйство, будет развиваться туризм в красивейшем озерном крае вепсов. Сообщает ИА «СеверИнфо». 

Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области. 

Оставить комментарий