Фото:  Вологодская губ., район Северной Двины. Конец XIX – начало XX в. // Русский народный костюм : [альбом]. – М., 1989. – С. 69.
 
Пояс для современной девушки – способ подчеркнуть фигуру. Сейчас в моду вошли поясные сумки, которые выполняют два значения: акцентируют внимание на талии и служат кошельком. 
Знаете ли вы, какими были пояса Вологодской области? А их значение и обрядовые функции? 
У пояса богатая и давняя история. В V веке до н.э. Геродот записал в Причерноморье скифскую генеалогическую легенду: Геракл оставил сыновьям в наследство пояс и лук. И поскольку только Скиф – сын – сумел натянуть лук, то и наследство досталось ему. Как правило, на всех скифских каменных статуях-памятниках умершим изображен пояс с луком, булавой и кинжалом. В славянских курганах X-XIII веков зафиксированы узкие кожаные пояса с медной пряжкой.
Пояс всегда был хранителем кошелька, оружия. Так, женщины к поясу прикрепляли карман, в него клали ключи, лакомство для детей. Кроме того, поясом подпоясывались просто для удержания тепла.
Пояс считался символом дороги, пути. В быту русских крестьян пояс и в XIX веке признавался оберегом. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Согласно русским поверьям ходить без пояса было «грешно». Снятие пояса считалось приобщением к потустороннему миру и нечистой силе. Поэтому в русском фольклоре отрицательные герои – без пояса. Оттуда же идет слово «распоясаться», то есть неправильно себя вести. 
Обрядов, связанных с поясом, было много. Например, в Вашкинском районе при первом выгоне скота на пастбище через пояс-веревку прогоняли коров. А накануне хозяйка плела из трех льняных ниток пояс при этом говоря: «Как этот плетешок плетется, так милая скотинка плетись на свой двор из следа в след, из шага в шаг. Нигде не заблуждайся ни в темных лесах, ни в зеленых лугах, ни в чистых полях».
Нередко девушки использовали пояс в качестве атрибута в гаданиях. Например, к нему на ночь привязывали замок, запирали, а ключ клали под голову со словами: «Суженый-ряженый, отомкни меня». 
Пояса использовали во время свадеб. Например, связывали им жениха и невесту, узел с приданым невесты. 
На Руси пояс был связан и с родительским благословением, передавался из поколения в поколение.
В Вологодском крае пояса были как местного производства, так и привозные, например, персидские. Большой популярностью пользовались из льна и шерстяной пряжи.
В нашем крае были распространены следующие способы изготовления поясов: на «кружках» или «дощечках»; на «игле» или в «бутылку»; полутканье; на пальцах, или дергание; на бердышке (сволочек); на катушках; витые; сетка; крючком и спицами; обвязанные крючком. 
Во многих районах Вологодчины есть пояса, которые выполнены не одним, а разными способами. По словам специалистов, «браные» пояса (богато орнаментированные) были популярны в Бабушкинском, Нюксенском, Тотемском районах. Кроме того, они встречаются в Великоустюгском, Кичменгско-Городецком, Никольском районах.
Для Тарногского района характерен плетеный пояс в желто-коричневых и зеленых тонах.
В Кич-Городецком и Никольском районах распространены пояса на бердышке. В Кичменгско-Городецком – продольные, а в Никольском и поперечные, или уточные.
В виде ступенек и букв мастерицы шили пояса в Устюженском, Шекснинском, Череповецком районах. А на «дощечках» – в Грязовецком, Сокольском, Вологодском, Усть-Кубинском районах, именно здесь сохранилось больше поясов, выполненных в данной технике.
К слову, популярны были пояса «со словесами». Их шили на заказ. Мастерицы набирали буквы, например, со словами молитв, словосочетания из газет.
Вязаные на спицах пояса характерны в Никольском, Бабушкинском районах. А из обвязанных крючком шнуров сохранились в Нюксенском, Сокольском, Устюженском районах.
Шить пояса раньше умели все женщины. Именно их девушка дарила своей родне и родне жениха. Так что приданое она начинала пополнять с 11-12 лет. Матери учили своих дочерей ткать пояса с детства. И это не менее легкий труд, чем сидеть за школьной партой. 
Сейчас же пояса почти не ткут, но все же находятся мастерицы, которые это делают на заказ. Пояса подчеркивают образ современной девушки, поэтому можно сказать, что древние традиции не канули в Лету. Сообщает ИА «СеверИнфо».
Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.

Оставить комментарий