Вологодчине есть кем гордиться. Именно наш земляк известен миру своим самолетом-бомбандировщиком - Ил-2 принес мировую славу Сергею Ильюшину. Дальний бомбандировшик Ил-4, реактивный и транспортный самолеты Ил-28 и Ил-76 – все они летали благодаря Сергею Владимировичу. За свою жизнь он создал множество машин. Именем выдающегося конструктора и нашего земляка названы улицы не только в Вологде и на его малой Родине – в Кубенском, но и в Москве, в Санкт-Петербурге, Воронеже, Тюмени.

В областном центре стоит его «детище» - Ил-28У, установленный в 1984 году. Ил доставили сначала в Федотово, а оттуда своим ходом он прибыл в Вологду. Самолет имеет популярность у жителей города. Здесь всегда много народу.

Второй самолет Ильюшина установлен в аэропорту Вологды. Ил-18В  изготовлен в 1964 году и летал вплоть до 1984 года. После списания самолет установили на постаменте у аэропорта.

В деревне Дилялево – на малой Родине конструктора - сохранился дом, в котором жил Ильюшин. Он часто приезжал сюда в отпуск уже знаменитым конструктором. Его сыновья также посещали Вологодскую область вместе с отцом. После его смерти они приезжали сюда не раз.

Большая экспозиция представлена в Доме-музее Александра Можайского, еще одного знаменитого пионера авиации. В поселке Можайское Вологодского района можно познакомиться с жизнью и деятельностью Сергея Ильюшина. Музей часто посещают школьники, которые интересуются самолетами. Здесь проводятся тематические экскурсии, сотрудники музея рассказывают и показывают личные вещи знаменитого конструктора и макеты самолетов.

В селе Кубенское в зале боевой славы районного краеведческого музея также представлены материалы о жизни Сергея Владимировича.

Напомним, Сергей Ильюшин родился 30 марта 1894 года в деревне Дилялево Вологодского района. Семья была большая – девять детей. Родители - из крестьян, не богатые.

В 15 лет Сергей пошел работать. Он трудился  на стройках, возчиком молока, работал на Амурской железной дороге, участвовал в строительстве судостроительного завода Русско-Балтийского общества. Различные виды деятельности познал Ильюшин до того, как стал знаменитым авиаконструктором. Был разнорабочим, табельщиком и смазчиком букс.

В 1914 его призвали в армию. Сначала Сергей служил в пехотной учебной команде, затем писарем в управлении воинского начальника Вологды. Позже ему представился удачный момент, который изменил всю его жизнь. В управление пришел запрос на семь человек для службы в авиации. Ильюшин оказался вовремя в нужном месте. Его перевели в команду Северного района авиации в Санкт-Петербург на Комендантский аэродром.

В 1917 году наш земляк успешно сдал экзамен на права пилота. Однако в 1918 году произошло расформирование части в связи с сокращением выпуска самолетов. Вернувшись на малую Родину, Ильюшин работал в отделе промышленности Вологодского совета народного хозяйства.

В 1919 году его призвали в рабоче-крестьянскую Красную Армию. В это время Ильюшину получил приказ отправиться в Петрозаводск – здесь обнаружили подбитый белогвардейский самолет английского производства. На основе этого летательного объекта был разработан советский учебный биплан У-1. Позже, в 1931 году, на этом аппарате проведены первые в мире удачные опыты с пороховыми реактивными ускорителями взлета.

Ильюшин очень хотел вернуться в армию, и он этого добился. В 1920 году его назначили начальником 15-го авиационного поезда 9-й Кубанской армии Кавказского фронта. В это время он решил получить высшее образование и поступил в институт инженеров Красного Воздушного Флота.

В 1923 году Сергей Владимирович спроектировал свой первый планер «Мастяжарт» (АВФ-3).

Далее известный конструктор трудился в Научно-техническом комитете ВВС и занимался разработкой тактико-технических требований к новым самолетам. Именно в это время Ильюшин очень хотел заняться собственной конструкторской деятельностью. В 1931 году он написал рапорт о переводе в авиационную промышленность. Его просьбу услышали – до 1933 года он возглавлял конструкторское бюро Центрального аэродинамического института им. Жуковского.

И вот долгожданный момент – первый объект. Сергей Ильюшин создал эксперементальный бомбадировщик ЦКБ-26.

За свою трудовую деятельность Сергей Владимирович стал основателем многих самолетов. Его знаменитый Ил-2 называли «летающий танк».

С 1943 года конструктор начал работать над разработкой пассажирских самолетов. Последний проект, Ил-62, стал флагманом Аэрофлота СССР в 1960-1970-х годах. Всего за свою жизнь Ильюшин создал более 20 самолетов.

Умер знаменитый конструктор и наш земляк в 1977 году. Он похоронен в Москве.

Имя и память Сергея Ильюшина чтят и помнят не только в Вологодской области, но и других регионах России.

Сергей Ильюшин занимает достойное место в истории авиации. Его называют легендой. Он по праву является выдающимся инженером и конструктором. А вологжане гордятся тем, что в нашем регионе жил такой человек. Обычный парень из глубинки добился огромных высот не только в небе, но и во всем мире. Сообщает ИА «СеверИнфо».

 

Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.

Оставить комментарий