Фото: Александр Зварич.

Гончарный промысел - самое древнее ремесло, которое освоил человек. Считается, что в Вологодской области керамические изделия в основном создавали из местной красной глины, которая предварительно должна была вылежать под снегом. Благодаря этому посуда становилась прочной и могла выдержать любые перепады температур.

В регионе распространению гончарного промысла способствовало наличие залежей гончарных глин. Все технологии и приемы предки передавали из поколения в поколение, в результате образовывались гончарные центры, благодаря которым в деревнях, на ярмарках и базарах появлялась глиняная посуда.

Сам процесс изготовления глиняной посуды состоял из заготовки глины, приготовления глиняного раствора, или теста, формовки сосуда и орнаментации, сушки и обжига. Гончары и по сей день работают семьями, возрождая традиции. А раньше те, кому средства позволяли, могли создавать «заводы» с горнами для обжига керамики. Однако мастера, чей достаток был скромным по меркам тех времен,  работали прямо в жилых избах и тут же в русских печах вели многочасовой обжиг керамики.

Наивысший расцвет гончарного промысла в Вологде достиг в XIX веке. Стоит заметить, что вологодская керамика разнообразна по форме и назначению.

Одним из центров традиционного гончарства была Андома в Вытегорском районе. Мастера изготовляли миски, горшки несложных форм, а после продавали их. Промысел стал пользоваться спросом, когда в 1920-1930-е годы начали создавать декоративные скульптуры и игрушки.

В 1930-е годы широкое распространение приобрела керамика из деревни Высотино Устюженского района. Интересно, что и сейчас в разных районах можно встретить в быту оригинальную посуду устюженских гончаров. Она отличается не только по формам, но и по размерам. Например, раньше изготавливались огромные ведерные водяники и баночки с плоскими крышками, которые использовались для хранения молока и сметаны. Изделия данного промысла имели вытянутые пропорции, а также обтекаемые плавные линии овального силуэта. Устюженские мастера во время работы сосуд внутри полностью покрывали глазурью, а снаружи - только верхнюю часть.

Стиль устюженской керамики отличается необычными рисунками, которые подчеркивали форму изделий, добавляли каждому из них свою «изюминку». Именно поэтому ее не так и сложно отличить среди гончарных изделий других центров.

Гости Вологодской области зачастую интересуются чернолощеными изделиями гончарных центров Белозерья. Они отличаются высоким техническим и художественным мастерством. Черные, блестящие, похожие на металлические, сосуды происходят, как правило, из гончарен Бураковской волости (д. Павлоково, Игнатьево). Кроме того, промысел существовал в Сомово близ Верховажья, на границе Вологодской и Архангельской областей. Здесь мастера делали чернолощеную и поливную посуду: кувшины, кринки, трехведерные и малые горшки, обрядовые латки-жаровни с тиснеными изображениями рыб и раков, кружки, миски, тарелки и даже глиняные самовары.

Чернолощеная керамика считается одним из древнейших видов керамических предметов. В Кадниковском и Тотемском районах ее делали вплоть до XX века. Поверхность просушенных изделий перед обжигом протирается влажной тканью, лощится или полностью, или частично -камешком («лощилом»), благодаря чему предметы блестели на глубоком черном фоне, а нанесенный рисунок серебрился. Причем обжигалось изделие сутки в печи, после чего кладется в чан с опилками, где «коптится» там некоторое время без доступа кислорода. Своеобразию декора отвечали прекрасные пропорции, благородная простота и крепость форм чернолощеной керамики.

Чернолощеная посуда, как правило, появлялась в домах зажиточных людей. В ней можно готовить пищу без жира, повышая тем самым вкусовые качества продуктов. В керамические изделия кладут сыпучие продукты, сухофрукты, а также кофе, чай. Считается, что посуда сохраняет аромат пищи. Формы чернолощеной керамики разнообразны: горшки, кувшины, миски, крынки, кубышки, масленки.

Гончарное искусство до сих пор популярно в Вологодской области. Мастера возрождают забытые способы изготовления посуды, приобщают к основам гончарного дела детей, чтобы не ушло в прошлое это мастерство, не прервалась традиция древнего искусства. Сообщает ИА "СеверИнфо". 

 

Проект "От малого к большому" реализуется при поддержке Управления информационной политики Правительства Вологодской области.

 


Оставить комментарий