Главная > Культура > Оживающая история: в чем секрет вологодской деревянной скульптуры

Оживающая история: в чем секрет вологодской деревянной скульптуры


2-08-2020, 18:49. Разместил: Журналисты

Фото: cultinfo.ru

Вологодчина славится не только кружевом, резьбой по дереву, устюжской финифтью и шемогодской берестой, но и деревянной скульптурой. Наши ремесленники ежегодно представляют работы на различных выставках. В чем секрет популярности деревянной скульптуры в регионе?

Деревянная скульптура существовала еще у финно-угорского и славянского населения. Те же идолы никуда не исчезли и с принятием христианства, хоть деревянная скульптура отчасти и изменилась. Например, можно заметить, как появились резные изображения разных святых в деревнях и дальних погостах.

Вологодская деревянная скульптура – интересное явление. Фигура Иисуса изображалась не только пластично, но и эмоционально по содержанию. И если в начале XVII века она была низкорельефной, с орнаментальным строем, то веком позже появились резные многофигурные композиции.

Большинство скульптур из музеев Вологды и Великого Устюга датируется XVIII веком. По мнению исследователей, появление объемной деревянной скульптуры религиозной тематики свидетельствовало об обмирщении всех сторон жизни русского общества второй половины XVII — начала XVIII века.

Правда, есть сведения о северной деревянной скульптуре XVI столетия. Речь идет о таких произведениях, как «Параскева Пятница» и «Георгий Победоносец». Скульптуры хранятся в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Что интересно, они расписаны темперными красками. Иконописный характер – налицо.

Если мы будем сравнивать роспись деревянных скульптур, например, с вышивкой, то здесь нет сюжетов. Резчики старались материализовать изображение. Объясняется это уменьшением дистанции между людьми и «святыми заступниками».

Раскрашенные скульптуры XVIII столетия, вологодские и великоустюгские, специалисты относят к периоду барокко. Они лишены лаконизма, но при этом динамичны. Стилевые черты барокко проявились в живописной трактовке складок одеяний, например, скульптуры Марии-Магдалины, Богоматери из коллекции Великоустюгского музея.

Поскольку со временем внутренний мир человека вставал на первый план и пользовался интересом у людей, начали распространяться резные изображения «Христа в темнице». Еще они известны как «Христос сидящий», «Спас полуночи», «Озабоченный».

Скульптуры Христа из Вологодской области нам посчастливилось увидеть во время поездки в Санкт-Петербург. Они украсили выставку в Манеже - три экспоната из Тотемского музейного объединения. Сюжет «Христос в темнице» - наиболее распространенный в народной деревянной скульптуре. При этом он по-разному трактуется авторами скульптур. В любом случае сам проект посвящен заточению Иисуса Христа, подвергнутого поруганию и ожидающего восхождения на Голгофу. Христос изображался сидящим, причем с терновым венком на голове и обычно с прижатой к щеке правой рукой.

Серия деревянных скульптур «Христос в темнице» XVIII — XIX веков бережно хранится в фондах Вологодского музея-заповедника.

Искусство объемной позднебарочной и раннеклассической резьбы по дереву стало подвластным резчикам из Тотемского, Великоустюжского и Белозерского уездов уже в конце XVII — начале XVIII века. Они создали ансамбли иконостасов в Великом Устюге, Вологде, Тотьме, Кириллове, Белозерске.

Параллельно мастера работали в пластических формах, которые больше тяготели к плоскости. Изображаемые события – светлый праздник возрождения жизни. Они уходили корнями в глубину древних языческих верований.

С 2015 года в Тотьме появилась традиция проводить фестивали деревянной скульптуры. В городе игрушечников и мастеров-умельцев теперь немало настоящих произведений искусства. И если вы приехали в Тотьму, а все музеи вдруг оказались закрытыми, то увидеть примеры деревянных скульптур можно прямо на улице. В рамках одного из фестивалей деревянных дел мастерам даже предлагали создать тотемские бренды.

Скульптура из дерева тем и замечательна, что обладает жизненной силой, чистотой и непосредственностью, а все благодаря природному материалу и таланту мастеров Вологодской области. Сообщает ИА «СеверИнфо».

Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.

Постоянная ссылка: http://www.severinfo.ru/culture/63593-ozhivayuschaya-istoriya-v-chem-sekret-vologodskoy-derevyannoy-skulptury.html
Вернуться назад