Главная > Вологодская область, От малого к большому > Традицию вологодской росписи возрождают художники

Традицию вологодской росписи возрождают художники


22 02 2019 (22-02-2019, 12:27). Разместил: Журналисты

Фото: Ирина Бобкова

Росписи по дереву стали распространяться на Русском Севере в XIX – XX веках. Народные художники воспроизводили свое видение красоты и гармонии природы. В первую очередь расписная посуда играла роль декора и пользовалась особым спросом среди крестьянского населения. Узоры и техника передачи изображения отличаются в каждой местности. На сегодняшний день в Вологодской области насчитывается порядка 20 ее видов.

Однако расписывали крестьяне не только посуду, но также и свои дома – стены деревянных изб, двери, перегородки, печи. Особенно любили украшать прялку. В качестве сюжета обычно использовались темы о счастливой жизни, семейном счастье, гуляниях, но можно встретить и растительный орнамент.

В 1976 году в Вологде появилось предприятие, которое стало выпускать различные виды расписных изделий. Опытные художники использовали один из самых сложных и ярких орнаментов – борецкую роспись.

В наше время любой желающий может научиться росписи по дереву. В Вологде есть несколько организаций, в которых работают мастера-художники по росписи.

«Я училась мастерству в Губернаторском колледже народных промыслов. Но начинала я со студии вологодских росписей при нашем Вологодском музее-заповеднике. Там более углубленно можно овладеть данным материалом. Что касается развития промысла, то активно осваивать его на территории Вологодской области стали в конце XIX века, однако в период распада СССР это занятие стало уходить на второстепенный план. Вновь росписью по дереву заинтересовались примерно 10 лет назад. Мастерство начали восстанавливать», – рассказала ИА «СеверИнфо» руководитель художественного кружка КДЦ «Забота» Ирина Бобкова.

Особенностью вологодской росписи является многоцветность, пластичность орнамента, фоном для которого обычно служат белые и золотые тона.

«Разделяют графические и свободно-кистевые росписи. Графическим характерны тонкий контур, обводка – они являются декоративными и распространены в Великом Устюге, Шексне. Глубоковская роспись (ранее Вологодская губерния) тоже относится к Вологодской, несмотря на то, что сейчас эта территория относится к Архангельску. Свободно-кистевые как раз больше характеризуют вологодскую роспись. Они отличаются многообразием. Сколько городов в Вологодской области, столько и разновидностей орнамента и техники исполнения. Есть харовская, верховажская, тарногская и другие росписи», – отметила Ирина Бобкова.

Шекснинская золоченка

Шекснинскую роспись можно легко отличить от других. Ей присущи яркость и «огненность». На красном фоне выполняется золотой узор. В качестве мотива используются необычные растения, цветы, плоды деревьев, а на ветвях восседает гордая птица, хвост которой переходит в растительный орнамент.

Верховажская роспись

Одной из традиционных вологодских свободно-кистевых росписей является верховажская роспись. Для создания изделий в этой технике художники никогда не используют зарисовки и шаблоны. Импровизационная рука мастера творит живописные мазки, которые объединяются в изображения животных и растений. Оживляет композицию специальная белильная техника.

Глубоковская роспись

Название росписи дали в честь деревни Глубоковка, в которой она зародилась. Такая роспись является орнаментальной, то есть объединяет в себе различные элементы: «бутоны», «завитки», «листья», «точки», «капли», «скобочки» и «розетки». Глубоковской росписью украшались в основном мебель и другие предметы интерьера. Изделия, выполненные в этой технике, имеют красно-коричневый или оливково-охристый оттенок.

Кичменгско-Городецкая роспись

Одной из самых известных вологодских росписей также является и кичменгско-городецкая. Основные цвета, которые используются в этой технике, – бордовый, белый и зеленый. Их иногда разбавляли черным, синим и желтым. Отличительной чертой данного вида росписи является использование изображения льва. В композиции он занимает центральную позицию, и воспринимался как оберег, страж хозяйства, так как для местного населения он олицетворял силу, мужество и благородство.

На Вологодчине проводятся различные конкурсы мастеров по росписи. Одним из самых известных является состязание среди детей, которое проводится Губернаторским колледжем. Также периодически проходят городские конкурсы и международные, в ходе которых определяют лучших художников, владеющих росписью. Сообщает ИА "СеверИнфо".


Вернуться назад