Фото: cultinfo.ru. 

Удивительно красивыми храмами может похвастаться Тотемский район Вологодской области. С легкой руки организаторов конкурса «Россия 10» церковная архитектура стала своеобразной визитной карточкой района, прославив его на всю страну, а в конкурсе заняла первую строчку среди достопримечательностей Вологодчины. Чем же поразили россиян фасады тотемских храмов?

Изысканные орнаменты, украшающие фасады церквей в Тотьме, называются картуши. По-другому их именуют «клеймами». Картуш – элемент декора стиля барокко. Он имеет вид свитка с завитками, на котором обычно изображают гербы, иконы, надписи или сюжеты настенной живописи.

В отличие от простых лепных, резных или рисованных картуш, тотемские являются частью каменной стены. Это и объясняет их долгий срок жизни. Поля картуш на тотемских храмах покрывают цветы, раковины, кресты, звезды. Некоторые из них оставлены в неприкосновенности – совершенно чистыми.

Каменные кружева возродились, как говорят в летописи, «от избытков капитала». В Тотьме эти избытки были: местные купцы активно путешествовали на восток страны, к берегам русского Дальнего Востока, Америки. Среди них были основатели Форт Росс в Калифорнии, первооткрыватели множества островов Тихого океана.

Некоторые исследователи сходятся во мнении, что необычные формы храмов в Тотьме напоминают корабли. Неудивительно, зная страсть тотьмичей к мореходству. Музейный список тотемских купцов-мореплавателей состоит более чем из 30 имен. Всего же в 1740-1780 годах местные торговцы снарядили 20 экспедиций – это больше, чем отправили купцы Вологды и Москвы, вместе взятые.

Особый стиль храмов отметил 1962 году доктор архитектуры Прокопий Тельтевский. Профессор изучил пять тотемских церквей и первым сделал вывод, что все они создают собственную архитектурную школу барокко XVIII века. Он определил ее как самобытную и не имеющую аналогов разновидность барокко северного. Стоит отметить, что иметь свою школу – это привилегия, которая была доступна только столицам и крупным культурным центрам.

В архитектуре тотемских церквей замечают и высокие мачты-купола, и остроносые палубы, и раскрытые паруса. А рисованные свитки-картуши, которые традиционно украшали мореходные карты XVIII века, сошли с бумажных полотен на каменные – церковные. Так полагает исследователь-краевед Станислав Зайцев. Именно поэтому стиль тотемского барокко гордо именуют «русским стилем морских открытий».

Со временем картуши эволюционировали, стал развиваться и особый стиль тотемского барокко. Главный стимул этому дали своеобразные соревнования местных купцов: богатые торговцы воздвигали храмы в знак своих успехов и престижа. Как говорится, чем богаче – тем жаднее.

Так, в контракте купца Степана Черепанова на строительство Троицкой церкви начертано: «А между верхними и нижними окнами клейма сделать как наилутче возможно». Из документа узнаем, что первоначальное название картушей – клейма. Тут же открывается, что первыми зодчими тотемского стиля были Федор Иванов Титов и его сын Максим.

Вершина тотемского барокко – Входоиерусалимская церковь. Этот каменный двухэтажный храм, расположенный в северо-западной части Тотьмы, завораживает и притягивает каждого, кто его видит. Церковь была построена по одним данным к 1794 году на средства купцов Григория и Петра Пановых. Раньше она составляла единый комплекс с храмом Рождества Христова.

Туристы называют церковь кораблем, который несется по волнам истории. Пышность 20-метрового иконостаса потрясала прихожан вплоть до самой революции. Только на этом храме девять разновидностей картушей. Всего тотемских клейм известно около пятидесяти. Сообщает ИА «СеверИнфо».

Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.

Оставить комментарий