Фото: vologda-portal.ru

Искусство финифти или, как ее еще называют, эмали существовало на Руси еще в XII веке. Ремесло за свою историю переживало и расцвет, и упадок, но полностью исчезнуть ему не позволили до сих пор.

Само слово «финифть» происходит из греческого языка и обозначает «светлый, блестящий камень». На вид изделия, украшенные эмалью, и правда выглядят эффектно: яркие краски не тускнеют со временем, а витиеватые узоры отличаются красотой и долговечностью. И это при том, что в основе эмали – стекловидный сплав.

Расцвет ремесла пришелся на ХVII век. На Русском Севере в то время было несколько крупных центров по производству финифтяных изделий: Сольвычегодск, Вологда и Великий Устюг. Особенно знаменита была усольская эмаль, выполненная мастерами Усольска – современного Сольвычегодска. Ювелирные украшения, церковные предметы, царские регалии – работы у ремесленниковбыло много.На белом фоне яркими красными, желтыми, синими, лиловыми оттенками изображались цветы, птицы, мифологические животные, библейские сюжеты. Но к концу ХVIII века искусство эмали стало затухать.

На Вологодчине в первой половине ХVIII века мастера Великого Устюга развивали устюжскую финифть, аналогов которой не было в других художественных центрах. Для работы обычно брали медные изделия, полностью покрывали их эмалью одного, как правило, белого цвета. А на последний слой прикладывали фигурные накладки из золота или серебра. При обжиге материалы сплавлялись друг с другом, образовывая общую композицию.

Мастера Устюга во время украшения изделий часто объединяли финифть с филигранью. Помимо эмали использовалась скрученная двойная – сканая – серебряная проволока. Узор наносился на заготовку изделия, а затем покрывался глазурью. Такой способ называется перегородчатой эмалью или эмалью по скани. Самыми часто используемыми цветами были голубой, коричневый и зеленый на белом фоне.

Устюжская финифть часто выполнялась в стиле барокко с добавлением растительных по форме накладок. При составлении орнамента использовали традиционный белый фон, бирюзовую, черную или зеленую эмали. Частым рисунком была лилия. Мозаика появлялась на окладах икон, крестах и другой церковной утвари.

Возрождать искусство эмали стали только во второй половине ХХ века. В Великом Устюге мастера сначала работали на механическом заводе, изучали имеющиеся экспонаты в музеях, набирались опыта в ремесле. А спустя какое-то время была создана творческая мастерская. Некоторые специалисты отправились в свободное плавание.

Сейчас мастера занимаются перегородчатой эмалью. В качестве основы берется сплав из меди, никеля и цинка. Затем на пластинку наносят контур будущего узора и приклеивают на эскиз металлические перегородки. Далее все детали спаивают при температуре около тысячи градусов, после этого чистят и обрабатывают. Порошок эмали разводят водой и заполняют промежутки, затем изделие отправляется на обжиг. Если повреждений не обнаружится, мастер приступает к шлифовке: эмаль не должна выступать за перегородки. На изготовление, например, одного кольца средней сложности может потребоваться день. В украшении по-прежнему используются цветочные мотивы, геометрические узоры. Мастера вдохновляются многовековыми традициями. Эмалью украшают иконы, серьги, броши, браслеты.

Ценители тонкого искусства и в наше время еще могут найти специалиста в Вологодской области, который возьмется изготовить украшение или предмет обихода с рисунком в виде эмали. Финифть – ремесло, не стареющее с годами. Мастера по-прежнему продолжают изготавливать иконы и украшения, сохраняя и поддерживая тем самым традиционное искусство Вологодского края. Сообщает ИА «СеверИнфо».

Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.

Оставить комментарий