Фото: cultinfo.ru
Вологодская область — один из значимых российских центров сосредоточения народного искусства. Это десятки уникальных художественных промыслов, которые включают в себя производства, различающиеся исходным сырьем, материалом и технологией изготовления. 
Есть промыслы и художественные производства, о которых мало кто уже говорит, ведь их секрет уже утрачен. Например, шкатулочное производство с «морозом по жести». Само изготовление шкатулок возникло в Великом Устюге благодаря сундучному производству. В начале XVIII столетия мастера просто начали делать гнутые коробьи с секретными замками. Торговцы оценили их, так в Великом Устюге и началось производство шкатулок. 
Чтобы изготовить гнутые коробки, нужен был толстый березовый лес, но с его истреблением и от коробок пришлось отказаться. Вместо этого крестьяне Шемогодской волости ввели столярные деревяшки. 
По словам автора охотничьих рассказов, этнографа, краеведа Ф. А. Арсеньева, по шкатулочному производству существовали разные мастерские. Кто-то трудился в одиночку, а кто-то и целой командой. Одни рабочие занимались приготовлением отдельных частей шкатулки, а остальные околоткой и сборкой. Заработок взрослого рабочего по шкатулочному производству - до 150 руб. в год, но это если работа поштучная.
История возникновения уникального производства остается загадкой. Ранние сведения о «морозе» относятся к 1837 году, когда на Вологодской губернской выставке была предоставлена работа устюжанина Насоновского – луженного особым образом» железа, имевшего морозный и серебристый отлив.
К слову, к числу уникальных великоустюгских художественных промыслов относится производство шкатулок именно с «морозом по жести». Шкатулки, которые имели, как правило, «секретные» замки, обивались жестью с рисунком, напоминающим узор мороза на оконном стекле. Мороз наводился по жести посредством острой водки, смешанной с солью, и масляного лака с прибавкою зеленой или желтой краски. По распространенной версии, раскаленный тонкий лист жести обрабатывали кислотами, которые, вскипая, оставляли на металле узор. Эти шкатулки скупались на Нижегородской и Ирбитской ярмарках прежде всего купцами из Персии и Турции.
Со временем мастеров стало меньше, но производство шкатулок продолжалось: выработалась техника изготовления, улучшилось и мастерство творцов. Если сначала прутки делали из нелуженого железа и сами мастера их лудили, то потом - из жести. По-другому стали делать и замки. Их устройство уже стало сложнее.
Как правило, мастерские в Великом Устюге находились в домах, где жили хозяева. Не каждый себе мог позволить свое помещение. На тот момент только у одного человека было отдельное здание, в котором производились шкатулки. 
Секреты «мороза по жести» мастера передавали из поколения в поколение, так что к ХIХ веку промысел достиг своего расцвета. 
Благодаря уникальной технологии на изделиях мерцали снежинки, звездочки, резные листья. Обычно жестью с такими узорами обвивали не только шкатулки, но и деревянные сундуки, ларцы. Мастера украшали их просеченными железными накладками.
Об устюжских шкатулках говорили не только в России, но и за рубежом. Они были интересны не только технологией нанесения узора, но и замками с секретами, о которых мы уже говорили. Чтобы открыть шкатулку, нужно было в определенной последовательности нажать на незаметные для глаза выступы поверхности – замаскированные кнопки, отодвинуть задвижки. Открывание шкатулок  сопровождалось перезвоном колокольчиков и «певков».
Кстати, одну из таких шкатулок однажды оценил сам император Александр II на выставке сельских и других произведений Вологодской губернии в 1858 году.
Со временем производство изделий с «морозом» сократилось. Последний шкатулочник - представитель плеяды мастеров «мороза по жести» - Пантелеймон Антонович Сосновский, который скончался в 1972 году, а вместе с ним ушел и промысел. Сообщает ИА «СеверИнфо».
Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.

Оставить комментарий