Раньше праздник в общественном сознании занимал одно из ведущих мест как «сакральное» время. Он в структуре народного календаря отражает своеобразную систему измерения и отсчета годового времени и является одним из устойчивых воплощений идеи «обновления мира». Проще говоря, это переход от «старого» к «новому». Праздник - способ укрепить коллективные связи, позволить каждому человеку стать причастным к строительству «нового миропорядка». Самыми популярными были Рождество, Новый год, Крещение, Масленица, Пасха, а в Великоустюгском и Никольском районах еще и «Летнее Заговенье» - последнее воскресенье перед Петровым постом.
Праздники отмечались ежегодно в конкретный календарный день. Назначение братчины было связано с проведением основных праздников: Масленицы, Троицы, летнего Заговенья, а также престольных и заветных праздников. 
В Вологодской области братчину называли по-разному. Например, «братшына», «обшына», «мольба», «складыня», «складчина», «общее пиво». Собственно, главные компоненты братчины для жителей нашей земли - совместное приготовление ритуального напитка и еды; общее собрание членов общины за праздничным столом; сакральные формы угощения пивом, причем нужно это было делать по кругу; ряженье, ритуальные бесчинства; комплекс художественных форм, речь идет об обрядовых плясках, различных заклинаниях, приговорах, песнях. Данный вид пира был популярен во время народных гуляний как у низших социальных слоев, так и у богатых сословий, вплоть до княжеских
Основной принцип братчины - коллективность. Вместе и пиво варили, и складывали продукты для ритуального стола. На второй день братчины варили «селянки», например, так было в Кич-Городецком и Никольском районах. К слову, «селянки» изготавливали также на второй день свадьбы и любого «пивного» праздника. И если собирались уж вместе, никто в гости с пустыми руками не приходил. А сами «пивные» праздники длились столько, насколько хватало сваренного напитка: до трех-пяти дней, а то и больше. 
Пили не меньше трех чарок. Чарка - 143 грамма. Крепость напитка - 12-15 градусов. Причем раньше принято было не закусывать, а запивать. Обычно больше положенного не пили, иначе общество могло осудить, поскольку это было неприличным. 
По свидетельствам материалов фольклорных экспедиций, в традициях Вологодской и соседних областей пиво как ритуальный напиток использовалось и в других обрядовых комплексах, например, в поминальном и свадебном, потому что оно символически скрепляло семейный и социальный союз, а также снимало противопоставление между «своими» и «чужими». И не только. Порой пиво было «сывороткой правды». Еще в конце XIX века в Вологде бытовала поговорка «Братчина судит, ватага рядит».
Кроме того, братчины устраивали иногда после уборки урожая. В конце XIX и в начале XX в. братчины проводили по совместно установленному обету. Обычно он принимался в связи с имевшим место в прошлом бедствием. Коллективные трапезы были приурочены к праздничным датам церковного календаря.
В некоторых районах братчины устраивали для пожилых людей, для детей. Иногда люди собирались несколькими дворами в одном поселении, а в иной раз и селениями. 
В центре братчины был пир, где решались те или иные вопросы. Также было принято чествовать кого-либо. Например, в новом доме - домового. 
Среди основных ритуалов - кулачные, палочные или ножевые бои, которые проводились по уговору. Драки между своими не были серьезными, но уж если появлялся названый чужак, то берегись. Могли избить и до смерти. Да и кто бы пошел на братчину без приглашения? Даже великие князья и цари неоднократно издавали указы, которые запрещали посещать братчину без приглашения, а священники предупреждали дворян не ходить на братчины. 
Понять, что такое братчина, можно на различных фольклорных мероприятиях в Вологодской области. Например, на фестивале «Деревня – душа России» однажды праздник завершился в Верховье общей братчиной со вкусной ухой, пирогами, настоящим деревенским пивом и общими застольными песнями: лирическими, частушками, плясками под тальянку. Сообщает ИА «СеверИнфо».
Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.

Оставить комментарий