Устное народное творчество невозможно представить без фольклора, который является частью быта и духовной культуры его носителей. Фольклор Вологодской области, как и других регионов России, имеет особое дыхание.

Активное изучение народной словесности в Вологодской губернии началось в 40-х годах XIX века. Оно было ориентировано не на выборочное собирательство. Необходимо было учитывать связь устного творчества с аспектами жизни, культуры и быта вологодского народа. Благодаря множеству исследований, собранным записям сказок, частушек и песен, пословиц и поговорок, ученые смогли отразить не только художественную, но и историческую картину жизни вологодской деревни конца XIX - начала XX века.

На территории Верховажского района сложилась песенно-хореографическая традиция. Существуют песни, исторически связанные с движением. Это необрядный фольклор, хороводно-игровые песни, имеющие ритмическую структуру. Их исполняли на вечерках, во время танцев и хороводов. На вечерки в основном приходила молодежь брачного возраста, «только холостые».

Пляски сопровождались хороводными песнями, поцелуйными и свадебными припевками, которые исполняли только молодые девушки, различными играми. Исследователи отмечают особенность музыкальных характеристик песен. В строфах нет четко выраженного завершения, запев плавно перетекает в следующую строфу. Такие напевы были близки по стилю с напевами Тарногского района.

При этом один и тот же песенный сюжет могли исполнять по-разному в разных деревнях. Например, городок (хороводную песню) «Груня» в деревне Другосимоновской исполняли медленно, протяжно, многоголосно. Этот же хоровод, записанный в деревне Удальцовской, исполняется тонкими голосами, в унисон. Так же пели «Груню» в деревне Фоминской, только в грудном регистре – толстыми голосами.

Городки в Тотемском уезде представляли собой сюжетный цикл. Начинались с «захаживания» – эта группа песен носила символический характер, обозначала старт игры. В ней обязательно прослеживался любовно-брачный подтекст. Вторая часть – основная, игровая. Каждый хоровод завершался поцелуями. При этом городки не имели четкой концовки: такое действие напоминало развод, разлуку пары, поэтому не обыгрывалось. Игровыми образами нередко выступали животные: «Летел голубь мимо горот», «Плыла, плыла выдра».

Один хоровод мог разыгрываться по разным сценариям. В городке «О двух концах, о двух концах яблонца» девушка задавалась вопросом, какому жениху достанется. В первом варианте ее могли выдать за старика – мотив неравного брака. Во втором – за молодого человека, которому она стала примерной женой.

Сейчас традиции изучения народного творчества, заложенные предшественниками, продолжаются и развиваются на Вологодчине. До сих пор в наш край стекаются фольклористы из Москвы, Санкт-Петербурга и даже из-за рубежа.

Так, на Вытегорской земле вновь прошел Всероссийский фестиваль «Наследники традиций». С 2020 года он приобрел международный статус. Девиз фестиваля: «Чтим традиции, совершенствуем мастерство, славим Россию». Именно этим занимаются дети от 11 до 17 лет со всех уголков России, в том числе юные жители Вологодской области. Все они пишут новую летопись народных традиций своего края.

На смене ребята устраивали собственные дискотеки: по вечерам участники фестиваля собирались на вечерки, возрождали песенно-танцевальный фольклор. Под музыкальное сопровождение девушки умело отплясывали по кругу «уточку», некогда распространенную на Вологодчине. Парни танцевали «русского», вкладывая в резкий и стремительный танец всю северную душу. Сообщает ИА «СеверИнфо».

 

Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.

Оставить комментарий