Праздник всегда был распространенным явлением в жизни сельской общины и занимает центральное место в традиционной культуре русского народа, исключением не были и жители Вологодчины. Праздники, или «сакральное» время, обычно противопоставляли повседневному. И каждый из них сопровождается особыми обрядами. Календарный праздник воплощал идею соборности на уровне общинных и семейно-родовых отношений, которая должна продемонстрировать прочность союза между предками и потомкам. Цель календарного праздника - узаконить перемены, которые уже произошли, и обеспечить ритуальное преобразование «старого» в «новое». 
В Вологодской области всегда справляли Рождество, Крещение, Масленицу, Пасху, Троицу и другие общераспространенные праздники. 
Ритуальными действиями особенно были насыщены зимние обряды и праздники, которые приходились на святочный период. Самыми важными в этот период для жителей Вологодской области были Рождество, Новый год и Крещение. Так, накануне Рождества после церковной службы молодежь и дети бегали во дворы, колядовали и поздравляли соседей. Взамен они получали пироги, яйца, зерно и лен. 
Святки - время «игрищ». В центре внимания - парни и девушки, которые пели песни, играли и водили хороводы. Плясали ночи напролет. Также на Вологодчине было принято ходить «ряжеными». Согласно материалам различных экспедиций, данное обрядовое действие до сих пор является одним из самых любимых развлечений деревенской молодежи. К праздникам святочного периода готовились заранее: варили пиво, пекли пироги, например, в д. Городищна Нюксенского района. 
Сам Новый год не был особым праздником для жителей Вологодской области. Его встречали, как многие это делают и сейчас, - за семейным столом. Чего не скажешь о Масленице. Да, это один из самых любимых в народе праздников. 
Широкую Масленицу на Вологодчине отмечали неделю: от воскресенья до воскресенья. В течение семи дней дети и взрослые катались с гор, совершали конные выезды. И куда же без уличных гуляний с песнями и плясками, шутками и ряженьем! Соседи ходили друг другу в гости, проводились ритуалы с молодоженами. Как рассказывают исследователи, во многих районах Вологодчины на Масленицу варили общее пиво на всю деревню и устраивали братчины. Праздник завершался сжиганием Масленицы. 
До сих пор в народном календаре Вологодчины одним из самых важных праздников остается Пасха. Раньше жители деревень проводили гулянья с песнями и плясками, «катали яйца», много играли, устраивали застолья с родными и близкими.  
Интересно, что в отдельную группу выделают так называемые «заветные» праздники, которые справлялись «по обету». Причем в восточных районах Вологодской области праздники имели местные названия: «обетная мольба» (Великоустюгский и Кичменгско-городецкий районы), «Никольшына» (Никольский район). 
Братчина - архаичная форма календарного праздника, в центре которого был пир, что организовывали совместными усилиями. В восточных районах области общинные пиры получили следующие названия: «братшына», «обшына», «мольба», «Микольшына», «складыня», «складчина», «общее пиво». 
Так называемые летние праздники - это период от «Николина дня» (22 мая по н. ст.) до «Ильина дня» (2 августа по н. ст.). Для них были характерны церковные службы, молитвы. Например, в д. Заболотье Нюксенского района Вологодской области в первое воскресенье после «Ильина дня» праздник получил название - «Заболотское воскресенье». Люди молились всю ночь, чтобы Бог дал дождь во избежание засухи. Утром шли на обход полей и снова молились. В воскресенье ели «заболотскую кашу», которую женщины готовили в общем котле после службы недалеко от часовни. Она состояла из крупы и мяса из хорошего животного - барана или коровы. Считалось, что Богу хромые не нужны. Обедали без пения песен. А после все уходили праздновать по своим домам. Это и называлось «братчиной», когда каждый хозяин собирал своих родственников и знакомых дома, и они молились. Кроме того, здесь и пиво пили, и пели, и танцевали. 
Таким образом, даже на нескольких примерах мы видим, что праздник для жителей Вологодской области был и остается важнейшим общинным действом, направленным на обновление мира и преобразование старого в новое - «природы» в «культуру». Сообщает ИА «СеверИнфо».

Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.

 

Оставить комментарий