Рукомойник. Конец XIX — первая половина XX вв. Новгородская губерния, Белозерский уезд.
Фото: belozermus.ru.
В Вологодской области хранится коллекция белозерской керамики - около 300 предметов, что датируется концом XIX - серединой XX века. Какие-то поступали в местный областной краеведческий музей из школьного кружка, другие от частных лиц без информационного сопровождения. Это вызывало у специалистов сложности с определением места их происхождения и датировкой.
Интересно, что коллекция эта разнообразна, потому что молочные кринки встречаются небольшими, крепенькими сосудами, округлыми боками и широким дном. Есть и похожие на современный цветочный горшок. 
Кроме того, разнообразны и крупные сосуды, которые использовали наши предки для приготовления теста. По форме они похожи на кринку, однако главное отличие - в размере и вместительности. Руки хорошего мастера обычно простые формы превращали в выразительные. 
Немало было крупных сосудов для приготовления и хранения пива, или «пивники». По форме они были разными. В основе формы тулова - овал, шар, груша, капля. Основной объем мог формироваться как в верхней, так в средней и нижней части сосудов, при этом меняя облик. 
В основном в Белозерском крае встречали такие сосуды, как корчаги, горшки печные и пивные, кринки, латки, рукомойники, масленки, кувшины с носиками и ручками, кубышки, розливы, кашники, подойники, бутыли и пивные бочонки. 
Если говорить о способе обработки сосудов, то были с «обварой», чернолощеные, или «томленые», то есть обожженные с использованием коптящих добавок в конце обжига, а также с «поливой». Но поливная посуда появилась в Белозерье только с конца XIX века. А больший интерес, конечно, представляют чернолощеные изделия гончарных центров Белозерья. Это были черные и блестящие сосуды. По словам специалистов, они могут происходить из гончарен Бураковской волости Кирилловского уезда. Но есть сведения, что некоторые чернолощеные сосуды изготовлены в гончарнях Шольской волости Белозерского уезда.
С конца XIX века в гончарнях Белозерья начали производить поливную (глазурованную) «одноличную» (с поливой только внутри) и «двухличную» (с поливой внутри и снаружи) посуду. Здесь был широко распространен сухой способ глазурования (свинцовый порошок посыпали на обмазанную серой или автолом поверхность).
Глазурованная посуда была основным видом продукции гончарен в с. Ситском, в Ферапонтовской и Петропавловской волостях и в г. Кириллове в 1930-е годы.
В д. Великий Двор в гончарне Пименовых делали краснообожженные сосуды без какой-либо дополнительной обработки черепка, а изделия остывали прямо в горне. Подобную керамику называли «кино варенной». Гончары в д. Огарковской раскаленную посуду, чаще всего рукомойники, обливали «серой», то есть сосновой смолой. Рукомойники, обработанные таким способом, походили на чернолощеные. Декорировали посуду ангобами, затем глазуровали.
Обычно гончары изготовляли посуду на ручных гончарных кругах простой конструкции, который состоял из прочной оси, а на ней крепился деревянный круг. Ось нужно было закрепить в колоде или на скамье. Это позволяло «вытягивать» сосуд и оправлять форму. Следы вращения обычно видно с внутренней стороны на боках. 
Параллельно мастера занимались лепкой. Сначала из комка глины вручную лепили донышко. Причем левой рукой держали, а правой ладонью осторожно поколачивали, уменьшая стенки горшочка. После нужно было его посыпать золой и выложить на середину деревянного круга. И начиналось выравнивание стенок посудины.  Если нужно было выровнять наружную часть предмета, брали деревянный нож. Собственно, им же ровняли стенки, обрезали верх. Кроме того, верх посудины сглаживали комком мокрой тряпочки. Горшок обычно снимали с помощью нитки.
Откуда, спросите вы, брали глину? Обычно рядом с деревней. Причем глине нужно было полежать еще в корыте около двух дней, только после этого мастера приступали к лепке. 
Обжигали посуду по традиции в русских печах. Сначала ее просушивали, а потом промазывали суриком, делали это заячьей лапкой. Благодаря этому горшки получались с так называемой поливкой. 
Как мы видим, мастера Белозерья использовали традиционные материалы и приемы обработки изделия. Многие произведения они выставляли на продажу. Торговал или сам гончар, или кто-то из членов семьи. Посуду вывозили летом на лодках, зимой - на санях. В трудные времена они брали за посуду не деньгами, а едой. 
Ремесло кормило людей испокон веков. Гончарное дело развивается и сейчас в Вологодской области.  Мастера приобщают к нему своих детей, чтобы не прервать традицию древнего искусства. Сообщает ИА «СеверИнфо».
Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.

Оставить комментарий