Фото: Внутренняя часть крышки сундука // Великоустюжская роспись. «Узоры Севера»: учебно-методическое пособие. – Вологда. – С. 9.

Великоустюгский район славится помимо шемогодской резьбы, то есть резьбы по бересте, еще и своей росписью, которая отражала особенности культуры этой территории.

Роспись начала зарождаться в XVII веке и появилась благодаря живописцам-травщикам. В то время в Великом Устюге их было более 35 человек, и в основном они занимались написанием икон для церквей и монастырей. Но заказы поступали и от горожан на роспись предметов обихода: сундуков, коробов и другого. Именно поэтому великоустюгская роспись тесно связана с иконописью. Но если в последней существовали определенные правила, которые были установлены церковью, то в росписи предметов художники не ограничивали полет фантазии. Как правило, они изображали то, что находилось вокруг них, в том числе и окружающую природу. Из-за использования растительных элементов их и стали называть травщиками.

До наших дней сохранились коробы и сундуки, расписанные великоустюгским узором и сюжетами. Благодаря таким находкам удалось получить представление об особенностях этого вида народного промысла. Традициям росписи следуют и в настоящее время.

Излюбленными героями художников были богатыри, звери, птицы, растения, воссоздавались и сцены из повседневной жизни. Также популярен геометрический и растительный орнамент. В последнем случае узор составлялся из цветов, листьев, веток и плодов. На особом месте стояло древо жизни как символ миропорядка, творческих сил природы и незыблемости. Часто на ветвях древа сидят птицы, а охраняет его лев. Единственным цветочным мотивом росписи был тюльпан. Рисунок детализирован, давался в разных ракурсах и нередко имел вид далекий от оригинала.

Изображенные животные всегда добродушны, от них не исходит никакой агрессии. Так, львы часто изображались с растянутой в улыбку пастью. Иногда они мирно лежали, поджав лапы. Тела их изогнуты и повторяют плавные линии растительного орнамента. Некоторые считали льва стражем, стерегущим дом.

На свадебных прялках мастера любили изображать птицу Сирин, которая также служила оберегом. Но если изначально это существо охраняло древо жизни, то позже стало защитником самого человека.

Еще один необычный, но популярный в великоустюгской росписи зверь – грифон, который имеет тело льва и голову орла. На изображении он часто показан с поднятыми передними лапами и расправленными крыльями, а вокруг – растительный орнамент.

Великоустюгские мастера показывали и бытовые сцены с участием людей: катание на санях и в повозках, чаепитие, пляски или изображение крестьянских женщин за работой. Особое внимание уделялось прорисовке одежды героев: она всегда имеет множество деталей. Художники «одевали» своих персонажей в соответствии с обычаями своего времени. При этом лица и фигуры людей на первый взгляд могут показаться излишне простыми. Они угловатые, руки изогнуты, а лица показаны в виде круга с двумя запятыми вместо глаз и черточками вместо носа и рта.

Как и иконы, предметы домашнего обихода расписывались яичной темперой. Это краски, растворенные в яичном желтке. Рецептура со временем претерпела изменения, так как для иконописи использовались более дорогие компоненты. Для росписи бытовых вещей стали использовать все яйцо и доступные красители.

Основные используемые цвета – желтый, красный, оранжевый, зеленый, иногда встречается и голубой, коричневый. Для нанесения контура, который оживлял рисунок, брали черный цвет. Художники ставили задачу сделать предмет как можно ярче, поэтому и краски были выделяющиеся. Современные мастера используют ту же цветовую гамму.

Расцвет великоустюгской росписи пришелся на XVII-XVIII века. Народный промысел начал угасать с XIX века и вовсе пропал бы, если бы в 1981 году не была основана экспериментальная фабрика «Великоустюгские узоры», которая объединила старинные промыслы района. Современные художники привнесли некоторые нововведения. Так, они объединили резьбу по бересте с росписью. Фабрика часто представляла свои работы на разных выставках.

Сейчас рисунок по-прежнему выполняется на золотистом фоне. Мастера продолжают изображать птицу Сирин и тюльпаны. На берестяных и деревянных изделиях красуются сцены чаепития и народного гулянья. Такие работы часто продают в качестве сувениров и памятных подарков, напоминающих о культурном богатстве Великоустюгского района. Сообщает ИА «СеверИнфо».

Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.

Оставить комментарий