СеверИнфо » Вологодская область » Оживающая история: в чем секрет вологодской деревянной скульптуры

Оживающая история: в чем секрет вологодской деревянной скульптуры

Оживающая история: в чем секрет вологодской деревянной скульптуры
Дата: 2-08-2020, 18:49
Просмотров: 366
ГОЛОСУЙТЕ ЗА НОВОСТЬ:



Распечатать новость

Фото: cultinfo.ru

Вологодчина славится не только кружевом, резьбой по дереву, устюжской финифтью и шемогодской берестой, но и деревянной скульптурой. Наши ремесленники ежегодно представляют работы на различных выставках. В чем секрет популярности деревянной скульптуры в регионе?

Деревянная скульптура существовала еще у финно-угорского и славянского населения. Те же идолы никуда не исчезли и с принятием христианства, хоть деревянная скульптура отчасти и изменилась. Например, можно заметить, как появились резные изображения разных святых в деревнях и дальних погостах.

Вологодская деревянная скульптура – интересное явление. Фигура Иисуса изображалась не только пластично, но и эмоционально по содержанию. И если в начале XVII века она была низкорельефной, с орнаментальным строем, то веком позже появились резные многофигурные композиции.

Большинство скульптур из музеев Вологды и Великого Устюга датируется XVIII веком. По мнению исследователей, появление объемной деревянной скульптуры религиозной тематики свидетельствовало об обмирщении всех сторон жизни русского общества второй половины XVII — начала XVIII века.

Правда, есть сведения о северной деревянной скульптуре XVI столетия. Речь идет о таких произведениях, как «Параскева Пятница» и «Георгий Победоносец». Скульптуры хранятся в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Что интересно, они расписаны темперными красками. Иконописный характер – налицо.

Если мы будем сравнивать роспись деревянных скульптур, например, с вышивкой, то здесь нет сюжетов. Резчики старались материализовать изображение. Объясняется это уменьшением дистанции между людьми и «святыми заступниками».

Раскрашенные скульптуры XVIII столетия, вологодские и великоустюгские, специалисты относят к периоду барокко. Они лишены лаконизма, но при этом динамичны. Стилевые черты барокко проявились в живописной трактовке складок одеяний, например, скульптуры Марии-Магдалины, Богоматери из коллекции Великоустюгского музея.

Поскольку со временем внутренний мир человека вставал на первый план и пользовался интересом у людей, начали распространяться резные изображения «Христа в темнице». Еще они известны как «Христос сидящий», «Спас полуночи», «Озабоченный».

Скульптуры Христа из Вологодской области нам посчастливилось увидеть во время поездки в Санкт-Петербург. Они украсили выставку в Манеже - три экспоната из Тотемского музейного объединения. Сюжет «Христос в темнице» - наиболее распространенный в народной деревянной скульптуре. При этом он по-разному трактуется авторами скульптур. В любом случае сам проект посвящен заточению Иисуса Христа, подвергнутого поруганию и ожидающего восхождения на Голгофу. Христос изображался сидящим, причем с терновым венком на голове и обычно с прижатой к щеке правой рукой.

Серия деревянных скульптур «Христос в темнице» XVIII — XIX веков бережно хранится в фондах Вологодского музея-заповедника.

Искусство объемной позднебарочной и раннеклассической резьбы по дереву стало подвластным резчикам из Тотемского, Великоустюжского и Белозерского уездов уже в конце XVII — начале XVIII века. Они создали ансамбли иконостасов в Великом Устюге, Вологде, Тотьме, Кириллове, Белозерске.

Параллельно мастера работали в пластических формах, которые больше тяготели к плоскости. Изображаемые события – светлый праздник возрождения жизни. Они уходили корнями в глубину древних языческих верований.

С 2015 года в Тотьме появилась традиция проводить фестивали деревянной скульптуры. В городе игрушечников и мастеров-умельцев теперь немало настоящих произведений искусства. И если вы приехали в Тотьму, а все музеи вдруг оказались закрытыми, то увидеть примеры деревянных скульптур можно прямо на улице. В рамках одного из фестивалей деревянных дел мастерам даже предлагали создать тотемские бренды.

Скульптура из дерева тем и замечательна, что обладает жизненной силой, чистотой и непосредственностью, а все благодаря природному материалу и таланту мастеров Вологодской области. Сообщает ИА «СеверИнфо».

Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.
Комментарии (0) добавить
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.