День вологодского кружева впервые отметили на Вологодчине 27 мая. В регионе сохранились древние ремесла и развиваются не одну сотню лет. Вологодское кружево знаменито своей красотой, сложностью плетения рисунка, но в чем же его уникальность?
Само слово «кружево» происходит от «окружать» нарядной отделкой одежду, предметы быта. Раньше слово «кружево» писалось как «круживо», возможно, предполагалось «кружение» повторяющегося узора. Среди ассоциаций – представление о снежном «кружеве» метели, не понаслышке известное жителям Вологодской области.
Кружевоплетением женщины занимались с XV – начала XVI века. Но первые сведения о российских кружевах относятся к XIII в. Так, в Ипатьевской летописи сообщается, что в 1252 году князь Даниил Галицкий принимал иностранных послов в богатых одеждах с отделкой, напоминающей кружева. Распространение древнее ремесло на Руси приобрело уже в XVII столетии. К концу XVIII века сформировались художественные особенности центров русского кружевоплетения, а Вологда была одним из них. 
В 1820 году помещица В.А. Засецкая в сельце Ковырино под Вологдой завела первую кружевную фабрику. Во второй половине XIX в. кружевоплетение быстро распространилось в центральных уездах Вологодской губернии: в Грязовецком, Кадниковском и Вологодском.
Несмотря на то, что с начала XIX века появилось кружево машинное, ручная работа до сих пор ценится выше, потому что мастерицы придают изделию особую выразительность, а художественное начало в таких работах проявляется сильнее.
Существует множество видов кружева, различающихся техникой исполнения. Но распространенным и при этом трудоемким считается плетеное кружево – из нитей льняных, шелковых и хлопчатобумажных. Цвет нитей варьируется от белого, жемчужно-серого до естественного для льняного волокна. В Вологодской области есть мастерицы, которые создают черные кружева.
Плетут кружева также с использованием валика, продолговатой подушки, набитой, например, соломой, при помощи булавок, коклюшек, но их число зависит от сложности выплетаемого узора. Если оказаться в мастерской нескольких кружевниц, то можно услышать мелодичный перезвон, однако самыми звонкими, по их мнению, считаются вересковые коклюшки.
Что касается техники плетения, то вологодские мастерицы отдают предпочтение так называемой сцепной, поскольку она не требует большого числа коклюшек, но при этом дает простор творческой фантазии. 
«Завернувшись в кружево»

Признаки кружева – ажурность, воздушность, тонкость, эластичность, узорность. По мнению экспертов, в вологодском кружеве можно проследить плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента. Присматриваясь к рисунку вологодского кружева, можно ощутить внутренний ритм и периодичность в смене орнамента, поэтому у человека возникают эмоции, похожие на те, что появляются при прослушивании звучащей мелодии. Возможно, именно поэтому вологодское кружево можно считать «музыкальным». У некоторых людей смена орнамента в рисунке ассоциируется со звоном колоколов Софийского собора в Вологде. 
Кроме того, вологодское кружево приобрело название «нетающий иней», потому что в узорах появляются элементы, которые похожи на снежинки. Русский советский поэт Всеволод Рождественский в стихотворении «Вологодские кружева» подробно описал процесс создания изделия, точно подобрав сравнение: Пальцы, легкие и проворные, / Заплетают, вспорхнув едва, / Как мороз по стеклу, узорные / Вологодские кружева.
Вологодские кружева получают высокую оценку на международных выставках с давних времен. Например, в 1876 году в Филадельфии, в 1893 году в Чикаго. Высшую награду они получили в 1937 году на Парижской выставке, а в 1925 году в Париже и в 1958 году в Брюсселе их удостоили золотых медалей.
Напомним, что День вологодского кружева в регионе проводится впервые. В этом году из-за пандемии коронавируса он прошел в режиме онлайн. 
Учредить праздник предложил губернатор Олег Кувшинников в прошлом году.  Общественность поддержала его и принялась предлагать варианты даты. Окончательный вариант – 27 мая. По новому стилю 1812 года в этот день родилась Анфия Брянцева. Именно Анфия Федоровна придумала особый способ плетения сцепного кружева: «вологодский манер».
Вологда – кружевная столица России. Именно здесь создаются лучшие высокохудожественные изделия, а увидеть их можно в единственном в стране Музее кружева, расположенном на Кремлевской площади. Сообщает ИА «СеверИнфо».
 
Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.

Оставить комментарий