Фото: vk.com/vologdamuseum.

Вологодская область стала местом, где долгие годы развивалась самобытная школа ювелирного дела. Мастера занимались этим промыслом в Вологде, Великом Устюге, Сольвычегодске, Тотьме. В этих населенных пунктах работали целые династии серебряников.

Ювелирный промысел на Вологодчине берет начало в XVI-XVII веках. В это время семейство Строгановых и другие купцы торговали с зарубежными странами, мастера изготавливали изящные изделия из ценных металлов, украшали их драгоценными камнями и жемчугом.

У ювелиров было множество профессий, например, литейщики, резчики, эмальеры, граверы и другие. Мастера делали как бытовые предметы, так и вещи церковного обихода, которые украшали изображениями святых и орнаментными узорами. Речь идет о крестах, лампадах, окладах икон и другом убранстве. Изделия отличала простота форм, спокойные линии, строгие пропорции и пышность орнамента. Иногда в одном предмете сочетались разные техники.

В каждом городе, где мастера занимались ювелирным делом, был наиболее разит один вид промысла. Например, в Сольвычегодске ремесленники владели искусством эмалей. Мастера славились знаменитой усольской эмалью, которую можно узнать с первого взгляда. Ее особенностью являлось орнаментальное изображение на белом фоне серебряных изделий. Рисунок выполнялся методом тонкой цветной штриховки. Такая манера нанесения рисунка отдаленно напоминала гравюру на дереве. На изделиях изображали крупные цветы и фантастические растения, часто сольвычегодские мастера рисовали тюльпаны. В растительный орнамент также вписывали птиц, животных, насекомых. Название вид декоративно-прикладного искусства получил от наименования города. Раньше Сольвычегодск назывался Усольском. Это был крупный торговый узел, где был большой спрос на изделия художественного промысла. Купцы Строгановы организовали в городе мастерские, где трудились талантливые мастера.

Наибольшее развитие промысел получил в Великом Устюге. Высокого уровня мастера здесь достигли в XVII-XIX веках. У ремесленников была популярна техника эмали по скани. На поверхности изделия они выкладывали контуры узора металлическими нитями. После этого получившийся рисунок заполняли эмалевыми красками, а сам предмет обжигали. В результате получалось рельефное разноцветное изображение.

У устюжских мастеров был свой стиль, отличительной особенностью которого стал густой травно-цветочный орнамент с лилиями-кринами. При его создании использовали черную, зеленую и бирюзовую эмали, а в качестве фона – белый цвет. Таким изображением покрывали венчики и оклады икон, кресты и другую церковную утварь.

Однако известен Великий Устюг в первую очередь северной чернью. Промысел развивался здесь с XVIII века. Серебреные изделия украшали черными орнаментами. Делали их из сплава серебра с медью, свинца с серой. Порошок измельчали, после чего его втирали в бороздки, которые остались на предмете после гравировки. Во время обжига состав сплавлялся с серебряной поверхность, в результате на поверхности вещи получался черный рисунок. Мастера могли варьировать оттенок орнамента от пепельно-серого до густо-черного. Зависел он от способа приготовления состава и пропорций. От этого также зависела и прочность сцепления с изделием.

Северная чернь достигла расцвета в XVIII - первой половине XIX веков. В это время в изображениях прослеживается стиль барокко и классицизм, а в моду вошли панорамы и планы городов. Ими мастера украшали разнообразные предметы, в том числе и чайные ложки, серебряные подносы.

Во второй половине XIX века производство северной черни пришло в упадок, но не прекратилось. Возрождать промысел начали после Октябрьской революции с открытия в Великом Устюге мастерской. Позже ее преобразовали в артель «Северная чернь». В 1961 году артель стала фабрикой, а затем заводом. Сообщает ИА «СеверИнфо».


Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.

 

Оставить комментарий