С давних времен люди научились обрабатывать глину, из которой при помощи гончарного круга стали изготавливать различные сосуды. Изделия обжигали огнем, однако даже это не делало такую посуду долговечной и достаточно прочной.

Гончарный промысел был широко распространен на Вологодчине из-за залежей подходящего для этого промысла материала – гончарных глин. Традиции, технологии и приемы мастера передавали из поколения в поколение, а на территории региона создавались специальные центры, которые снабжали жителей деревень посудой из глины и развозили свои изделия по ярмаркам.

Процесс изготовления посуды непростой. Он состоит из нескольких этапов. Сначала мастера заготавливали глину и глиняный раствор, после чего формировали сосуд с помощью гончарного круга, делали на стенках посуды орнаменты, сушили и обжигали получившуюся вещь.

Часто гончарным дело занималась вся семья, а наиболее состоятельные из них могли иметь отдельные постройки с необходимыми приспособлениями для обжига. Более бедные мастера трудились в жилых домах и обжигали керамику в русской печи.

Изначально в гончарном промысле применяли серую глину, а посуду украшали линейным, волнистым, тычковым орнаментом или многозубчатым штампом. Позднее мастера стали реже прибегать к орнаментам, а преобладающим стал волнистый.

Распространенным занятием в крестьянском быту было изготовление глиняных игрушек. Мастера делали посуду, а процесс зачастую сопровождался лепкой небольших лошадок, кукол, свистулек. Давая волю своей фантазии, крестьяне из небольшого комочка глины могли смастерить фигурки человека, зверей и даже птиц, которые одновременно были сказочными и реалистичными. Часто игрушки делали в виде свистулек, играть на таких своеобразных музыкальных инструментах могли не только дети, но и взрослые.

Многим знакомы дымковские игрушки, но не все знают, что их история тесно связана с Вологодской областью. В далеком XV веке во времена правления Ивана III многих ремесленников из Великого Устюга переселили в глухие места на реку Вятку, где была основана слобода Дымково. Там и появились первые дымковские игрушки. Со временем их изготовление переросло в самостоятельный промысел.

Крупным гончарным центром было село Залесье Кадниковского уезда, промысел там был семейным делом. Ему также сопутствовало изготовление игрушек. Простые фигурки лепили собственными руками, а для производства более сложных, например, птицы Сирин, использовали специальные формы. 1930-е годы мастера объединились в гончарную артель «Сдвиг», которая проработала в течение 40 лет.

Деревня Сомово около Верховажья раньше была одним из центров гончарного производства. Там глиняные игрушки служили своеобразной рекламой мастерам гончарного промысла. На базаре детвора свистом созывала покупателей, тем самым информировала людей о приезде гончаров. К слову, сомовская керамика пользовалась популярностью в Вельске и Верховажье. При изготовлении игрушек местные ремесленники использовали традиционные сюжеты: коньки, всадники, звери, птицы. Однако в их изделиях прослеживается одна отличительная черта. Крестьяне не прибегали к фантазии, а воспроизводили знакомые всем образы домашних животных и птиц. Это могли быть гордые и важные петухи, неуклюжие медведи, коровы и другие звери. Свистульки покрывали блестящей зеленой или коричневой глазурью.

На Вологодчине работало несколько крупных центров, где люди занимались гончарным делом, однако везде в основном производили посуду, а лепка игрушек было второстепенным, попутным ремеслом. Сообщает ИА «СеверИнфо».

 

Проект «Малая родина» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.

Оставить комментарий