Фото: cultinfo.ru

Традиционный народный костюм – отражение культуры. Изначально одежда носила только практический характер: защищала от холода, дождя и зноя. Но постепенно она стала олицетворять культуру. Именно по одежде в давние времена можно было судить, кто человек по национальности. Одежда говорила и о материальном достатке человека, о его семейном положении.

В Вологодской области основой женского и девичьего костюма была рубаха. Как правило, ее шили из льняной ткани. Традиционные рубахи делились на два вида: цельные (из одного куска полотна) и составные (из нескольких кусков). Вне зависимости от вида все рубахи украшались орнаментом. Отделка выполнялась на вороте, подоле и низе рукавов, так как именно эти части одежды приоткрывали тело девушки. В разных местах Вологодской губернии детали рубахи (ворот, рукава) были разного цвета. По ним можно было судить, откуда родом человек.

На праздничные мероприятия девушки надевали рубахи с рукавами до двух метров. Позднее возникла традиция, согласно которой девушка в такой же рубахе прощалась с девичеством. Отсюда и название одеяния – «плакательная» рубаха.

Еще одним традиционным женским костюмом на Вологодчине был сарафан. Это целый комплекс одежды, в который помимо сарафана входит еще рубаха, пояс и передник. Свой образ женщины могли дополнить головными уборами – повязкой, повойником, кокошником или венцом.

Изначально сарафаны могли носить женщины всех сословий. Затем они стали одеждой для крестьянок и девушек из купеческих и ремесленных семей. Дворянки же предпочитали надевать платья европейского типа. А сарафаны носили лишь в случае, если нужно было продемонстрировать свой патриотизм, любовь к родной культуре.

Помимо рубахи и сарафана женщины Вологодской губернии носили передник. Самый ранний вид передника носил название "запон". Это было льняное полотище с прорезью для головы, покрывающее плечи девушки и переднюю часть тела до колен. Жители некоторых территорий пришивали к нему рукава. Такое практиковалось, например, в Кирилловском, Череповецком и Устюженском уездах. 

Еще один тип передника назывался «занавеска». Это было длинное полотнище ткани, которое надевалось на теле при помощи завязок. Такой тип одежды предпочитали девушки в Великоустюгском, Кадниковском, Каргопольском уездах. 

В XIX веке в Вологодской губернии стал популярен фартук – передник, закреплявшийся на талии. Благодаря своему крою он подчеркивал утонченность женской фигуры.

Почему передник так полюбился русским женщинам? Все дело в том, что эта разновидность одежды не только защищала от грязи и холода, но и выполняла декоративную роль. Ткачихи с любовью украшали передники вышивкой, полосами цветной ткани, кружевами. Особенно красивы были праздничные передники.

Неотъемлемой частью женского костюма был пояс. По старинным поверьям, без него ходить было грешно. Считалось, что пояс защищает от всех сил, которые приносят в жизнь людей беды и страдания.  Пояса носили и на нательной, и на верхней одежде. Лишь иногда, например, чтобы не мять ткань сарафана, женщины ограничивались опоясыванием рубахи.

Пояса были трех видов: плетеные, тканые и вязанные. В Вологодской губернии преобладали плетенные и тканые, причем их изготавливали из шерстяных и льняных нитей. Концы поясов украшали разноцветными кистями, подвесками, бусинками и даже фольгой. Иногда к детским поясам подвешивали бубенчики. Люди верили, что их звон отгоняет нечистую силу.

Ни один традиционный женский наряд не обходился без головного убора. Их украшали шитым золотом, шерстяными нитками и жемчугом, поэтому стоили они дорого. Женщины носили головные уборы бережно, передавая их из поколения в поколение.

По головному убору можно было судить о семейном положении девушки. Незамужние барышни носили повязки в виде полос парчовой, шелковой или бархатной ткани. Головной убор надевался на лоб и завязывался под косой на затылке.

Просватанные девушки надевали на повязку «честной колпак». По виду он напоминал шапочку из ситца и красного бархата, расшитую золотыми нитями. Кроме повязок, просватанные девушки носили венцы.  

Замужним женщинам полагалось заплетать две косы и надевать кокошник. Это матерчатая шапочка с высоким твердым околышем.  Сообщает ИА «СеверИнфо».

Оставить комментарий