СеверИнфо » Вологодская область » Традицию вологодской росписи возрождают художники

Традицию вологодской росписи возрождают художники

Традицию вологодской росписи возрождают художники
Дата: 22-02-2019, 12:27
Комментарии: 0
Просмотров: 798
Метки:

ГОЛОСУЙТЕ ЗА НОВОСТЬ:



Распечатать новость

Фото: Ирина Бобкова

Росписи по дереву стали распространяться на Русском Севере в XIX – XX веках. Народные художники воспроизводили свое видение красоты и гармонии природы. В первую очередь расписная посуда играла роль декора и пользовалась особым спросом среди крестьянского населения. Узоры и техника передачи изображения отличаются в каждой местности. На сегодняшний день в Вологодской области насчитывается порядка 20 ее видов.

Однако расписывали крестьяне не только посуду, но также и свои дома – стены деревянных изб, двери, перегородки, печи. Особенно любили украшать прялку. В качестве сюжета обычно использовались темы о счастливой жизни, семейном счастье, гуляниях, но можно встретить и растительный орнамент.

В 1976 году в Вологде появилось предприятие, которое стало выпускать различные виды расписных изделий. Опытные художники использовали один из самых сложных и ярких орнаментов – борецкую роспись.

В наше время любой желающий может научиться росписи по дереву. В Вологде есть несколько организаций, в которых работают мастера-художники по росписи.

«Я училась мастерству в Губернаторском колледже народных промыслов. Но начинала я со студии вологодских росписей при нашем Вологодском музее-заповеднике. Там более углубленно можно овладеть данным материалом. Что касается развития промысла, то активно осваивать его на территории Вологодской области стали в конце XIX века, однако в период распада СССР это занятие стало уходить на второстепенный план. Вновь росписью по дереву заинтересовались примерно 10 лет назад. Мастерство начали восстанавливать», – рассказала ИА «СеверИнфо» руководитель художественного кружка КДЦ «Забота» Ирина Бобкова.

Особенностью вологодской росписи является многоцветность, пластичность орнамента, фоном для которого обычно служат белые и золотые тона.

«Разделяют графические и свободно-кистевые росписи. Графическим характерны тонкий контур, обводка – они являются декоративными и распространены в Великом Устюге, Шексне. Глубоковская роспись (ранее Вологодская губерния) тоже относится к Вологодской, несмотря на то, что сейчас эта территория относится к Архангельску. Свободно-кистевые как раз больше характеризуют вологодскую роспись. Они отличаются многообразием. Сколько городов в Вологодской области, столько и разновидностей орнамента и техники исполнения. Есть харовская, верховажская, тарногская и другие росписи», – отметила Ирина Бобкова.

Шекснинская золоченка

Шекснинскую роспись можно легко отличить от других. Ей присущи яркость и «огненность». На красном фоне выполняется золотой узор. В качестве мотива используются необычные растения, цветы, плоды деревьев, а на ветвях восседает гордая птица, хвост которой переходит в растительный орнамент.

Верховажская роспись

Одной из традиционных вологодских свободно-кистевых росписей является верховажская роспись. Для создания изделий в этой технике художники никогда не используют зарисовки и шаблоны. Импровизационная рука мастера творит живописные мазки, которые объединяются в изображения животных и растений. Оживляет композицию специальная белильная техника.

Глубоковская роспись

Название росписи дали в честь деревни Глубоковка, в которой она зародилась. Такая роспись является орнаментальной, то есть объединяет в себе различные элементы: «бутоны», «завитки», «листья», «точки», «капли», «скобочки» и «розетки». Глубоковской росписью украшались в основном мебель и другие предметы интерьера. Изделия, выполненные в этой технике, имеют красно-коричневый или оливково-охристый оттенок.

Кичменгско-Городецкая роспись

Одной из самых известных вологодских росписей также является и кичменгско-городецкая. Основные цвета, которые используются в этой технике, – бордовый, белый и зеленый. Их иногда разбавляли черным, синим и желтым. Отличительной чертой данного вида росписи является использование изображения льва. В композиции он занимает центральную позицию, и воспринимался как оберег, страж хозяйства, так как для местного населения он олицетворял силу, мужество и благородство.

На Вологодчине проводятся различные конкурсы мастеров по росписи. Одним из самых известных является состязание среди детей, которое проводится Губернаторским колледжем. Также периодически проходят городские конкурсы и международные, в ходе которых определяют лучших художников, владеющих росписью. Сообщает ИА "СеверИнфо".

Комментарии (0) добавить
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.