Как деревянная резьба добралась до Вологодчины
Вологодская область в древности стала местом сосредоточения производств деревянной посуды. Ее вырезали из самых разных пород в районах Кубены, Тотьмы, Великого Устюга и других уголках региона. Подобно множеству диалектов, укрепившихся по протяженному краю, везде созрели отличающиеся друг на друга уникальные особенности украшения резных предметов обихода.
Средства для шитья, стирки, глажения, очистки льна, были вырезаны из дерева и зачастую украшены богатым орнаментом, созданным с помощью техник плоской выемчатой резьбы. Особый простор для фантазии мастера открывали доски, набивные и для изготовления печатных пряников. Узоры внутри древесной дощечки перебирались на поверхность любимых угощений, с сохранением впечатляющего рельефа. Узоры, которые были призваны приблизить реальность к сказке и чуду, создавали в издревле знакомом материале симметрию совершенных форм, которая венчала собой элементы архитектурной отделки домов, посуды, средств быта, отчего плавно переходило к атрибутам праздничного застолья. В узорах всегда отображались представления народа об окружающем мире, волнения и восхищения, вызываемые его явлениями.
Еще в языческое время резные фигурки делались для того, чтобы уберечь дом от нечистой силы. С XVI века массово открываются мастерские резных дел и артели: искусная резьба становится в первую очередь украшением, привносящим изысканность в привычный повседневный быт. Вырезание по дереву по сей день делает народные традиции крепче, напоминая о корнях, которые успели пустить древнейшие способы декорирования как самого жилья так и предметов внутри него.
До сих пор создаются фигуры воинов, старцев-ведунов, лошадей, птиц, лодок. Многие из них имеют сакральное значение для народной культуры. Наиболее часто резные игрушки изготавливают из липы, ольхи или сосны. Обилие знаков на резных вещах изначально играло роль оберега: к примеру, солнечные розетки защищали от ударов молний и вообще воздействий неба. В зависимости от количества и формы лучей, они указывали на связь с тем или иным языческим божеством, а также с фазами солнца,
подобного катящемуся колесу. Также широко применялись и знаки других стихий: земли и воды. Целиком и в виде рельефа изображались мифические существа из славянских сказов: так птица Гамаюн предсказывала будущее, что даровало хозяевам дома прозорливость насчет грядущего.
Деревянные усадьбы Вологды выделялись традиционными наличниками и реже сложными украшениями. Последние выполнялись в стиле модерн: резьба воплощала отвесно падающие складки, опускающиеся кисти, выпуклые цветы и звери. Углы фасада обрамляли плоскими узорами, которыми не перенасыщали отделку здания.
Вологодские мастера особенно проявляли себя в искусстве пропильной резьбы, которая сразу бросалась в глаза при виде балконов деревянных особняков. Внешне создается впечатление, что вологодское кружево застыло внутри архитектуры, расцветая благодаря неподдельному мастерству ремесленников. Поток фантазии придавал новый шарм внешности объектов деревянного зодчества, оттеняя строгость канона классицизма.
Где в Вологде показывают деревянную резьбу
Музей «Мир забытых вещей», славящийся своими разноплановыми выставками, собрал для желающих изделия вологжанина Олега Арсеньева, который давно занимается художественной резьбой по дереву. Мастер запечатлел в своих трудах, материалом для которых выбрал самые мягкие но в то же время неэластичные породы — липу и ольху, этнические мотивы, многие из которых без изменений продолжаются в традициях работы с деревом, идущие испокон веков. Стены давно знакомого всем жителям города «Мира забытых вещей» заполнили декоративные игрушки и панно, украшенные орнаментом из крестов и цветов. Их все можно увидеть до 17 октября.
Игрушки, вырезанные из дерева можно увидеть и под крышей другого ключевого для города здания: в Доме Кружевниц. Мастер из Суздаля Игорь Фролов разработал собственный способ создания поделок из дерева с помощью одного инструмента. Но подобный прибор нельзя найти в каждом ящике с инструментами, поскольку его делают специально для данного ремесла. В 1996 году автор техники увековечил концепцию резьбы в четырех учебных книгах. Фигурки, которые он мастерит, вдохновлены народной мифологией, и этим явственно перекликаются с работами в «Мире забытых вещей».
В начале осени участники цикла встреч «Там где резной палисад» пробовали себя в резьбе по дереву а также прикладывали руки и к восстановлению резного палисада на улице Засодимского, 5. Реабилитация старинных зданий общими усилиями не первый раз практикуется в Вологде. Увидеть и понять процесс реставрирования памятника деревянного зодчества — возможность, который может получить каждый, кто готов пожертвовать частью сил и времени.
В Вологде продолжается обучение основам и развитию умений в области резьбы по дереву в студии «Вологодские росписи». Старинному народному промыслу учат в стенах Вологодского музея-заповедника, где за 40 лет существования студии она подготовила множество новых мастеров своего дела.
Центр ремесел «Резной Палисад» проведет в октябре конкурс лучших мастеров. На соискание экспертов вологжане представят работы деревянной резьбы, самые выдающиеся из которых покажут, насколько мастеровиты вологодские умельцы. Сообщает ИА «СеверИнфо». 
Проект «От истоков к современности» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.