В XIX - начале XX века в каждом крестьянском доме на Севере можно было встретить берестяные корзины, лукошки для хлеба, налопаточники, короба, большие берестяные бутыли для хранения зерна, пестери, солоницы, лапти.
С древних времен русские народы использовали в быту бересту – верхний слой коры березы. Легкий в работе, влагостойкий, прочный и долговечный материал применялся в разнообразных целях. Крестьяне плели из бересты обувь, делали посуду, детские игрушки и даже музыкальные инструменты – пастушьи рожки. Кроме того, верхний слой коры березы заменял людям бумагу.
Заготавливать бересту начинали с конца мая. В это время года в дереве много соков, поэтому верхний слой легко снимается с коры. Полученный материал резали на длинные ленты – лычки –и сворачивали в клубки. Для своих изделий мастера использовали бересту различных естественных оттенков.
Изделия из бересты сами по себе красивые, но крестьяне предпочитали украшать их тиснением, росписью, сквозными орнаментами. Традиционным русским народным промыслом считается шемогодьская резьба по бересте. Она стала известна благодаря мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда, расположенного в  Вологодской губернии.
Вырезанные орнаменты на берестяных изделиях называли «берестяным кружевом».  Они встречались на шкатулках, тарелках, портсигарах, коробочках и другой утвари. Шемогодскую резьбу легко узнать. Изделия мастера украшали стеблями с удлиненными листьями, закрученными спиралью ветками, ягодками, трилистниками и другими растительными орнаментами. В традиционном промысле также популярны геометрические узоры, круги, ромбы, которые окутывают, обрамляют изображения листьев и цветов. Композиции рисунков строили симметрично, а завершали их традиционной каймой из различных элементов. В орнамент могли быть вписаны птицы, звери, архитектура и другие мотивы. Иногда в работах встречались целые сюжетные композиции:  сцены гуляний, дворянского быта, чаепитий, охоты, рыболовства и другие. Еще одна из характерных особенностей промысла – рамочка с геометрическим орнаментом, которая окружает изображение. Создателем знаменитого орнамента считают выдающегося мастера Ивана Афанасьевича Вепрева.
Но как же создавались такие удивительные произведения? Как человек пришел к тому, чтобы использовать бересту в качестве холста, материала, на котором появится резное изображение? А изготавливались такие изделия довольно просто. Сначала делали берестяные пластины из коры молодой березы, после чего наносили контур рисунка тупым шилом. Стоит отметить, что опытные мастера обходились без разметки и безошибочно вырезали узор на глаз или по памяти. Выполнив нехитрые подготовительные работы, мастера брали в руки острые ножи и вырезали изображение, а лишний фон удаляли. Если крестьяне хотели получить четкий конур, то вели нож под прямым углом, а если хотели показать срез бересты, то наклоняли инструмент набок. В результате получался силуэтный орнамент, который далее украшали мелкими порезками. Тиснение наносили на бересту тупым шилом. Последний этап – приклеивание ажурной бересты на готовое изделие. Иногда мастера предпочитали подкрашивать фон или подкладывать цветную фольгу, но делалось это далеко не всегда.
Как ни странно, промысел зародился не в городе, а в пригородных деревнях, расположенных на берегу Северной Двины. Интересное название он получил в честь протекающей здесь реки Шемогсы. Искусству сквозной прорезки люди научились еще в 18 веке, а в шемогодской деревне Курово-Наволок крестьяне овладели наивысшим мастерством. Со временем «берестяное кружево» стало промыслом. В начале 20 века резчики из этого населенного пункта образовали кооперативную артель. В этой местности позже была создана еще одна артель, но их обе посчитали экономически невыгодными и вскоре  закрыли, а работников уволили. Несмотря на это, шемогодскую резьбу удалось восстановить. Для этого потребовалось приложить большие усилия, но в 1967 году на базе одного из заводов был создан цех по изготовлению шкатулок, туесов и иных изделий, на которых красовались известные резные узоры. В 1981 году появился целый художественно-производственный комбинат, который продолжил традиции промысла.
Подлинные изделия талантливых мастеров сохранились и по сей день. Например, с резными шкатулками и табакерками великоустюгского мастера Степана Бочкарева можно познакомиться в Государственном историческом музее. Сообщает ИА «СеверИнфо».
Проект «От истоков к современности» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.