Вологда богата памятниками истории и культуры. Дворянские деревянные постройки также являются ее украшением. На одной из центральных вологодских улиц находятся рядом несколько строений XIX века. Это улица Герцена, которая ранее она носила название Екатерининская Дворянская. Старое ее наименование указывает, что здесь когда-то находилась церковь Екатерины, и то, что улица была застроена дворянскими усадьбами. А уже после революции ее переименовали в честь писателя-публициста, революционера А. И. Герцена.
Деревянные здания на этой улице являются украшением города. Четыре из них являются уникальными и входят в перечень объектов культурного наследия федерального значения. Это дом Пузан-Пузыревского на Герцена, 35, с мезонином, бельэтажем и самыми крупными деревянными колоннами в областной столице. Дом Ситникова на ул. Герцена, 36, – особняк с балконом, расположенным с отступом от главного фасада. Дом Левашова на Герцена, 37, – уникальный памятник деревянной дворянской усадьбы в стиле ампир.
Дом Ситникова на ул. Герцена, 36.
Но речь сегодня пойдет о еще одном строении – жилом деревянном доме на ул. Герцена, 38, который является образцом гражданской архитектуры первой половины ХIХ века. Особое его отличие от всех вышеперечисленных памятников – обнаруженные при реставрации здания в 1993 году настенные росписи в трёх комнатах второго этажа. 
Принадлежало строение купцу второй гильдии Г.С.Панову, а впоследствии - Прасковье Евгеньевне Пановой. В архивных документах встречаются три даты его возможной постройки - это 1880, 1868 и 1825 годы. Специалисты отмечают, что некоторые архитектурные детали свидетельствуют в пользу самой ранней из них. Есть данные, что здание также перестраивалось, возможно, именно поэтому точная дата постройки не установлена. 
Это двухэтажный особняк, северный и восточный фасады которого украшают декорированные резьбой наличники окон. Над входом в здание имеется балкон, имеющий необычное для строений того времени металлическое ограждение в виде решеток, находящихся между резными столбами.
Дом купца Панова на ул. Герцена, 38.
Внутри дома этажи соединяются двухмаршевой деревянной лестницей с точеным балясником. Планировка комнат анфиладная. Отмечается наличие в доме белых кафельных печей, которые назывались  «голландскими», а также подлинных филенчатых двухстворчатых дверей. 
Здание ранее исследовалось искусствоведами, о находящейся внутри живописи не упоминалось. Однако  при реставрации строения в 1993 году на стенах трех комнат второго этажа специалисты  обнаружили росписи, возможно, относящиеся к первоначальной эпохе создания дома. Это необычная настенная живопись, выполненная масляными красками и написанная в «голландской манере». Исследования показали, что роспись присутствовала во всех помещениях второго этажа и также на стенах центральной лестницы. Она находилась под множественными слоями обоев и древесно-волокнистыми плит. На начальном этапе реставрации при раскрытии стен плиты отрывались, поэтому восстановить росписи по всему дому не удалось.
Денежные средства на реставрацию живописи были выделены в 2007 году. Специалистам предстояла кропотливая работа: на потолке поверх живописи было нанесено несколько слоев масляной закраски, около печек некоторые куски росписи находились в цементе, на стенах живопись закрывали несколько слоев обоев, также было необходимо удалить вбитые в стены гвозди.
На потолке - широкая кайма цветочного орнамента, букеты роз по углам и картуши с изображениями.
После всех эти работ взору реставраторов отрылись необычные для деревянной постройки русского северного города пейзажные мотивы в «голландском стиле» и цветочно-фруктовым орнаментом. Специалисты выделили несколько разновидностей альфрейной работы: окрашивание стен под мрамор, наличие видовых пейзажей и орнаментальной росписи плафонов, украшение стен широким лепным карнизом.
На потолке - широкая кайма цветочного орнамента, букеты роз по углам и картуши с изображениями.
В одной из комнат на стенах расположены четыре картины: два сельских пейзажа, лесная природа и изображение морской гавани с яхтами. На потолке - широкая кайма цветочного орнамента, букеты роз по углам и картуши с изображениями. 
В одной из комнат на стенах расположены четыре картины: два сельских пейзажа, лесная природа и изображение морской гавани с яхтами.В одной из комнат на стенах расположены четыре картины: два сельских пейзажа, лесная природа и изображение морской гавани с яхтами.
Еще в одной комнате стены окрашены под различные породы камней. Потолочный плафон декорирован изображением птиц, клюющих виноградные гроздья.
Потолочный плафон декорирован изображением птиц, клюющих виноградные гроздья.
Бывшая спальная комната окрашена в виде прямоугольных вставок на стенах и однотонной покраски потолка.
Реставраторы, проводя исследования, отметили сложный состав штукатурного слоя и разнообразие палитры живописи. На изображении орнамента применялось и листовое (сусальное) золото. Автор пейзажей использовал стилизованный голландский пейзаж с игрой света, глубиной теней, однако, специалисты отмечают, что это является лишь намеком на старую голландскую живопись. 
Единственное в городе здание, где присутствуют декоративные росписи на штукатурке, выполненные маслом в технике альфрейной живописи, является без сомнения одной из жемчужин Вологды. Сообщает ИА «СеверИнфо».
Проект «От истоков к современности» реализуется при поддержке Управления информационной политики Правительства Вологодской области.