Главная > Культура / От истоков к современности > Вологодская область заполнила полотна Джанны Тутунджан

Вологодская область заполнила полотна Джанны Тутунджан


17-09-2021, 08:27. Разместил: Анна Штольц
История жизни
Джанна Тутунджан по материнской линии происходила из семьи столичных дворян, а по отцовской линии — армянка. В 1944 году, когда гремела война, Джанна начала учиться в художественной школе в Москве.
Будучи целеустремленной, она закончила московский художественный институт имени В. И. Сурикова. Дипломной работой Джанны стало изображение Родины-матери в технике Флорентийской мозаики.
В 21 год девушка переехал на родину мужа Николая Баскакова, который также занимался живописью. В Вологде в 1969 году и прошла первая выставка художницы, посвященная только ее творениям. Именно она привнесла в фонд вологодской живописи нового героя и необычный броский цепляющий стиль. Крестьянин со сложным внутренним миром, который стал центральным образом творчества Тутунджан, стал со временем обрастать символами, причем символичны становились цвета и линии, на которых в произведениях делались акценты. Очень важно, что героем полотен был не просто крестьянин, а в первую очередь человек в самом глубоком смысле. Через картины серии «Диалоги. По правде, по совести» можно не просто увидеть, но и услышать голос человека, который нашел в себе силы взвалить на себя мир. Особенно важно, что чаще всего это именно русская женщина, хранящая домашний очаг, продолжающая человеческий род и в быту отважившаяся дать отпор невзгодам. Картины под эгидой серии стали самыми знаменитыми в творчестве Тутунджан.
Прославленные при жизни художники и по совместительству супруги Джанна Тутунджан и Николай Баскаков вместе похоронены в Вологде на Козицынском кладбище.
Связь с Вологдой
В предисловии к первой официальной выставке она отметила, что стала художником в Вологде. Поэтому принято считать, что точка отсчета творческого пути Джанны была намечена именно в столице Вологодской области, пусть и в биографии указано, что место рождения — Москва.
Деревня Сергиевская стала кладезем идей, заложенных в холсты Джанны Тутунджан. Она потянула за собой сюжеты из крестьянского быта через поля и лес Тарногского района, по берегам Сухоны. Там Джанна однажды обнаружила камень, напоминающий сердце, и подарила его Василию Белову, окрестив «сердцем Сухоны».
Затем простая жизнь на бумаге и холсте обрела графический и живописный вид, не утратив колорита. Напротив, через графику высветились самые важные черты эмоций русских крестьян, выраженных в движениях их рук и мимики, а краски сохранили бьющую ключом жизнь, с такой самодостаточностью, что она не нуждается в сохранении памяти, но сохраняет её благодаря силе образов в своей естественной динамике. «Графика — это корни, а живопись — это крона», как говорила она сама. Подлинные страдания на ее картинах, в которых проглядывает и затаенная надежда и воля к жизни, и стремление к спасению через труд, сделали их зеркалом произведений деревенских авторов: Василия Белова, Ольги Фокиной, Александра Романова.
Неподдельный реализм в её произведениях можно сравнить с бескомпромиссностью произведений Белова, которых отказывались печатать в первозданном виде в издательстве «Советский писатель». Потому и выставку в Ленинграде, посвященную вологодской графике, попросили избавить от работ одной деятельницы искусства, которая в 2004 году получит титул народного художника Российской Федерации.
Особенности картин
На картине «Молодая» 1968 года подчеркнута свежесть и простота юной девушки. Красный платок и яркий румянец на щеках контрастирует с рядом синих каноничных деревянных изб на фоне, сугробы как бы наползают от горизонта, который мысленно дорисовывает зритель. Разгорающееся тепло находится на переднем плане промозглой реальности. В графической работе «Сын сына» мы видим улыбчивого старика, в руках у которого младенец в пеленке. В грубых на первый взгляд штрихах мы отчетливо видим экспрессию: человек смеется и молод в душе, когда понимает, что жизнь только начинается в его ладонях. А ребенок такой же чистый и белый как домашний быт вокруг. Полотно «Про хлеб, про соль...» рассказывает о женщине перед которой лежит треснутый каравай хлеба и резная черная утка, напоминающая корабль викингов. На одежде и коже женщины в центре картины множество бороздок, которые составляют морщины и складки. Но на переднем плане все же хлеб и соль, добытые честной праведной работой и терпением, пусть и бросается в глаза именно человек. Картина говорит нам одно, но зритель видит то, что должен видеть по замыслу художника.
Как отмечают в Вологде 90 лет со дня рождения художника
Выставка с теплым и дружественным названием «Джанна» открыла двери в Доме Корбакова. Под одной крышей собрано такое огромное количество произведений Джанны Тутунджан, что экспозиция считается самой грандиозной со времен последней прижизненной выставки, прошедшей на Поклонной горе в Москве.
Из собрания Вологодской картинной галереи все желающие увидят самые известные полотна мастера, среди которых не обошлось без образцов её уникального стиля из особенно знаменитой линейки «Диалоги. По правде, по совести».
Пока на первом этаже разместили графические этюды, на втором представлены не менее экспрессивное достояние живописи: по аналогии с «корнями» и «кроной». Выставка проработает до 17 октября, и каждый посетитель сможет получить юбилейную брошюру со всеми представленными картинами.
А первая в этом году юбилейная выставка открылась в Кириллове в феврале и продлилась до середины августа. Кирилло-Белозерский музей-заповедник в течение полугода продемонстрировал первую выставку художницы в первозданном виде, состоящую из графических полотен с надписями, дополняющими бытовые сюжеты, и окончательно превращающими их в истории. Эти рассказы формируют своеобразную летопись крестьянства второй половины двадцатого века, так же ясно и доходчиво, как поведал бы о ней честный ремесленник. 
22 сентября, в день рождения Джанны Тутунджан, в Центре писателя Василия Белова пройдет творческий вечер «Разговоры по правде, по совести», посвященный памяти художника. Сообщает ИА «СеверИнфо».
Проект «От истоков к современности» реализуется при поддержке Управления информационной политики Правительства Вологодской области.   




Постоянная ссылка: http://www.severinfo.ru/culture/67789-vologodskaja-oblast-zapolnila-polotna-dzhanny-tutundzhan.html
Вернуться назад