Как согреваются окна
Как и любые мгновенно приковывающие взгляды элементы деревянных домов, рисунки на глиняных наличниках изначально не были просто украшением. В первую очередь, они служили защитой от злых духов и сглаза. Наличники часто расписывали изображением солнца, неба и земных даров, что должно было привлечь саму стихию на сторону владельцев жилища. Это касается и деревянных резных наличников: на них часто возникал круговой путь солнца согласно языческим представлениям.
Служили глиняные наличники недолго и несколько отягощали фундаменты домов. Но все это искуплялось способностью бережнее сохранять тепло, чем это позволяли древесные окна. Глиняные наличники ставились в старинных домах с незапамятных времен.
В современности процесс изготовления глиняных наличников проще за счет разнообразия инструментов и удобства обжига. Однако на создание оконных элементов уходит по прежнему много времени: к примеру, на создание наличников для трех рам профессионал тратит почти месяц. Мастер Анастасия Нуриджанян вручную лепит наличники, занимается оправкой, росписью и закреплением формы в условиях повышенной температуры. Керамические наличники Анастасия вместе с мужем намерены установить на рамах старинных памятников зодчества в двух районах Вологодской области. Украсят новые обрамления оконных проемов ручного изготовления сооружения, которым перевалило за сто лет.
Керамические дома в традициях русских архитекторов ушедших столетий супруги Нуриджанян уже выставляли в декабре прошлого года на одной из персональных выставок. Необходимо возвращаться к обычаям, долго формировавшимся в архитектуре, чтобы понять, где она берет свое начало. Сохраняя важные для народа символы и особую близкую к исконному быту славян эстетику, украшения деревянных зданий до сих пор ценятся туристами и ценителями архитектуры из разных уголков мира. Дома, которым больше ста лет не такие древние относительно домов, в которых жили обеспеченные роды на протяжении веков. Но украшенные когда-то традиционными наличниками, столетние дома поддерживали связь с глубокой древностью, и потому эту связующую с далеким прошлым нить необходимо поддерживать, чему и решили посвятить массу собственного времени супруги, давно всерьез занимающиеся керамикой.
Общее дело супругов для возрождения старины
Вологжанин Сергей Нуриджанян вступил в прошедшем году в Союз гончаров России. Его супруга также является мастером в ремесле керамики. Основные направления работы в семье — посуда и декоративно-прикладное искусство. Анастасия Нуриджанян создает готовые произведения собственными руками. Это очень символично, поскольку так супруги идеально дополняют друг друга: когда в выверенных движениях рук женщины сосредоточена будущая естественная красота, прагматичный мужчина обращается к гончарному кругу как к универсальному механизму. За плечами у семьи ремесленников несколько выставок: в том числе «В четыре руки», посвященная глиняной посуде в пространстве «Резного палисада» и выставка исполненных с огромным вниманием к деталям керамических домов в молодежном центре «ГОРКОМ35». Кроме того, супруги давно стали владельцами собственной гончарной мастерской в областной столице, они проявили себя в массе конкурсов разного уровня и их работы пользуются широким спросом.
Анастасия, чьи достижения в области керамики продемонстрировали в июне 2021 года в городской Думе, отметила, что в доме Никольского района окна были просто выброшены, прежде чем стали объектом реставрации. В Тотемском районе выбрали окна ее прадедушки, сделанные специально для строительства дома. Старинные наличники объединят с керамическими изразцами, сделанными в вологодской мастерской, для очередной выставки, которая откроется в пространстве дома Корбакова. Они составят единый универсальный экспонат, а в последствии украсят непосредственно старые бревенчатые дома.
Рамы и наличники отыскали супруги во время летних путешествий по родному краю. Рама из Никольского района, хранившаяся на чердаке у отца Анастасии, и примкнувшая к экспозиции, показывает, насколько немаловажную роль играет отношение мастеров к собственным корням, связь с которыми укрепляется, когда они обращаются к наследию предков в целом. 
Размещение архитектурных панно с наличниками в доме Корбакова, одном из важнейших музеев Вологды после распада картинной галереи, указывает на актуальность и значимость экспозиции. Для супругов выставка станет важным событием, поскольку посетителям предстанет крупный спектр их работ, включающий народную и авторскую керамику, глиняные окна знаковых зданий Вологодчины, и ранее выставлявшиеся светильники, стилизованные под деревянные дома областного центра. Но особое место займут именно наличники с изразцами, сделанные для того, чтобы подчеркнуть ветхие древесные сооружения в районах. Выставка должна продержаться до января следующего года.
Керамика в архитектуре и архитектура в керамике
В Вологодской области осталось множество зданий с наличниками в разной степени сохранности. Только в Вологде можно отметить дом Засецких, дом Волкова, Панева, несколько домов на улице Благовещенской. Гораздо больше домов можно найти в деревнях и малых городах районов, они тесно связаны с ремеслами и культурой уголков области. Многие из старинных сооружений гниют, сгорают или обваливаются, не дождавшись реставрации. 
Неравнодушные ремесленники часто обращаются к памятникам ушедших столетий, чтобы поддержать все то, чего не успела коснуться инициатива правительства. Частные лица спонсируют возрождение старинных домов, мастера, видящие все проблемы образцов деревянного зодчества, как на ладони, из года в год обращаются к переустройству и обновлению домов и отдельных элементов декора.
Традиционная керамика, которая предстанет на выставке в Доме Корбакова, также отражает сущность народного быта, которую можно увидеть в керамических наличниках. Оформленные под фонари рукотворные дома указывают на то, как свет деревянного зодчества сохраняется в будущем, подобно тому, как издревле солнце изображали на резных наличниках окон. 
Промысел художественной керамики был развит практически по всей территории Вологодской области, при этом всегда особенно славилась Вытегорская, Устюженская и Белозерская. Чернолощеная керамика представляет из себя древнейший вид промысла, развитый в Тотемском и Кадниковском районе до XX века: посуда, изготовленная в такой технике, сохраняет аромат пищи. В целом вологодская керамика, разнообразная по форме и назначению, достигла пика совершенства к середине XIX века. Работа гончаров в семейном кругу распространялась на протяжении веков, и не только укрепляла общим ремеслом отношения, но и была направлена на становление мастерских вместо изнурительных трудов в собственных жилых избах. Обеспеченные сословия создавали специально отведенные здания с громоздкими печами для обжига керамики. Сегодня возрождение традиций народного ремесла возрождается на примере мастерской семьи Нуриджанян. Сообщает ИА «СеверИнфо».
Проект «От истоков к современности» реализуется при поддержке Управления информационной политики правительства Вологодской области.